Право на права

1 июля многие автошколы рискуют лишиться своих лицензий
1 июля многие автошколы рискуют лишиться своих лицензий

Жалобно чихая, учебная «Хонда» с памятными шрамами столкновений на «бортах» медленно, но целеустремленно преодолела перекресток. Сидящая за рулем блондинка победоносно улыбнулась скептически настроенному инструктору и... едва не «поцеловала» бампером своего автомобиля припаркованный «Лексус». «Чему их только учат в этих автошколах?» — тут же возмущенно воскликнул респектабельного вида пешеход. Действительно, чему, а главное — как?.. Ведь полгода назад эти учебные заведения должны были начать работать по–новому. Удалось ли?

Полный уезд

Работа автошкол в последнее время вызывает немало кривотолков: опытные водители жалуются на бесшабашное поведение «чайников», сотрудники Госавтоинспекции недовольны регулярным участием новичков в ДТП, курсанты — непомерной (589 тысяч белорусских рублей) платой за обучение... Чтобы разобраться в хитросплетениях этих проблем, вместе с инспекторами ГАИ Фрунзенского района Минска мы объехали несколько узкоспециальных «альма–матер».

Автошкола районного отделения ДОСААФ. Лениво сгоняя «дворником» капли дождя с лобового стекла, на площадке одиноко стоит белая «девятка».

— Механик автомобиль перед выездом проверял? — интересуется у инструктора старший инспектор по агитации и пропаганде Дмитрий Язвинский.

— Конечно! Вот пожалуйста — все документы, — раскладывает бумаги на багажнике мастер профессионального обучения вождению Виталий Веселый. Полторы минуты — и уже можно оформлять протокол: медицинская справка преподавателя просрочена... на шесть лет!

В это же время старший госавтоинспектор Андрей Дылевский проверяет техническое состояние авто: горят ли фары, поворотники, стоповые огни. Потом заводит двигатель, заглядывает под капот...

— Рулевое управление неисправно, — выносит он свое заключение. — Придется запретить эксплуатацию машины и снять с нее регистрационный номер.

— Как же так? — вдруг подает голос девушка — ученица Ольга Волчек. — Это мой первый урок, даже за рулем не посидела, а ведь специально у начальника отпросилась...

Потраченного, считай, впустую девушкой времени по–человечески жаль, однако с вопиющей небрежностью и безответственностью в работе автошкол бороться необходимо — это сегодня актуально. Причем сражение, вероятно, будет вестись исключительно «точечными» мерами, раз уж по–хорошему менять стратегию своей деятельности в некоторых организациях не желают и до сих пор предпочитают трудиться не на совесть, а с «завязанными за спиной рукавами»...

Магия преследования

Следующий пункт назначения — частная автошкола «Профит–А».

— Какой вы ответственный — даже «изделие N 2» в аптечку положить позаботились! — не скрывает восхищения Дылевский, обращаясь к наставнику Александру Коваленко.

— Какой дорожный знак одновременно предупреждает и запрещает? — «экзаменует» тем временем Язвинский курсантку.

— Дайте–ка подумать... — морщит лоб Наталья Гладких. — Может, стоп–линия?

— А если еще немного поразмышлять? Чего в случае опасности категорически нельзя делать? — подсказывает ей Дмитрий.

— Обгонять! Это знак — «Крутой подъем»! — радостно объявляет девушка.

Красноречивый пример, не правда ли? В самый разгар учебы курсанты не знают разницы между дорожными знаками и разметкой... Стоит ли после этого удивляться их абсолютно нелогичным действиям за рулем? И можно ли посчитать автошколу частично виновной в совершенном таким «двоечником» ДТП?

Газ за газом

Любимое упражнение Марины Спиридович — въезд на эстакаду, его мы и попросили продемонстрировать. Ловко и уверенно ученица вырулила на площадку, с ювелирной точностью подвела автомобиль к тренировочному снаряду. Медленно проехала вверх по нему метра на полтора, затем остановилась, закрепив машину на ручник, хотела сразу же тронуть ее с места, да не тут–то было: двигатель заглох... Не растерявшись, Марина снова «оживила» свою «Шкоду» и завершила маневр. А затем, немало удивив не только журналистов, но и собственного инструктора, тут же зашла на второй круг. Принцип летчика–истребителя — догадалась я. Если авиакатастрофа произошла не по вине пилота, его как можно скорее снова сажают за штурвал — чтобы в душе не поселились смертельно опасные страх и неуверенность в себе.

Слабакам — красный свет

— Очень плохо, что экзамены курсанты обычно сдают почти через месяц после окончания обучения, многие к этому времени уже педали путать начинают, — резюмирует увиденное нами директор автошколы Александр Кукушкин. — Вот и выходит, что седьмая часть учеников отсеивается уже после теоретического испытания, практическое «не поддается» еще трети... Хотя, с другой стороны, все здесь зависит от самих «студентов»: кто к занятиям со всей серьезностью относится, тот и права с первого раза получит.

— Ответственно настроенный курсант не будет только на автошколу надеяться, но и самостоятельно начнет заниматься: отрабатывать диагональную парковку, въезд в гараж и подъем на эстакаду на закрытых площадках не только можно, но и нужно! — добавляет Дмитрий Язвинский. — Помню, в моей группе заветные водительские «корочки» из 28 только 16 человек получили, причем большинство из них — девушки. Что бы ни говорили об излишней женской эмоциональности, дамы к экзаменам гораздо проще и спокойнее относятся, у них во время выполнения упражнений нога на акселераторе не дрожит! Хотя, конечно, без казусов не обходится: бывает, курсант педали перепутает и как затормозит в плотном потоке транспорта... Случается еще, что мигающая правым поворотником машина уверенно движется налево, а то и вовсе разворачивается, игнорируя двойную сплошную линию разметки, но для предотвращения подобных инцидентов рядом сидит инструктор с дублирующим комплектом педалей. Так что каким бы сложным ни показалось обучение, оно станет залогом вашей безопасности на дороге.

Если, конечно, автошколы внемлют голосу закона, перестанут во всем полагаться на случайное «авось» и будут готовить действительно профессиональных водителей, а не будущих «участников ДТП». Начинаем работать по–новому прямо... сегодня!

Справка «СБ»

В соответствии с Указом Президента «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» услуги автошкол подлежат обязательной сертификации в Национальной системе подтверждения соответствия. До часа «Х» осталось немногим более двух недель, а в ответственный за экспертизу БелНИИТ «Транстехника» обратились только 415 из 449 учебных заведений. Соответствующими требованиям по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей транспортных средств признаны 393 автошколы (88 процентов предприятий), а документы получили всего 248.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter