В частности, с учетом положений главы 31 Конституции предлагается закрепить статус Всебелорусского народного собрания в качестве субъекта права законодательной инициативы, а также определить, что в состав законодательства входят решения Всебелорусского народного собрания, принятые по вопросам, предусмотренным пунктами 1, 2, 8 и 11 статьи 89³ Конституции. На днях мы отметили год со дня вступления в силу обновленного Основного Закона. Благодаря этому создается новый орган госвласти, который считается наивысшим. Что именно изменится?
Напомню, 7 февраля Президент подписал Закон «О Всебелорусском народном собрании». Одна из целей документа — закрепление правового статуса ВНС как высшего представительного органа народовластия, а также определение его порядка формирования и деятельности. К делегатам ВНС отнесены Глава государства, Президент, прекративший исполнение своих полномочий, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов, а также гражданского общества. Собрание не вправе подменять иные госорганы, выполнять их функции, вмешиваться в их деятельность. Компетенция ВНС определена в соответствии с Конституцией, в том числе предусмотрены полномочия на принятие решений.
Совершенно логично наделить данный орган статусом и правом законодательной инициативы, как и произошло в соответствии с законопроектом «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах». Таким образом, ВНС сможет, как и Глава государства, Совет Министров, Парламент, участвовать в законотворчестве. Напомню, такая возможность есть и у граждан, если они смогли собрать подписи 50 тысяч человек и более. В каком-то смысле эта практика даже более опасна. Вспомним, как подобную вредоносную инициативу пытались с помощью матерей продавить негосударственные организации, чтобы снизить у нас в стране ответственность за преступления в сфере оборота наркотиков. В то же время Всебелорусское народное собрание, 1200 человек, — это люди, которые представляют все слои общества, в том числе политические партии. Они более беспристрастны. Здесь никакой личной заинтересованности, так как наше общество будет представлено в миниатюре. Таким образом, и предложенные ВНС документы отразят интересы разных социальных групп.
Конституцией предусмотрено перераспределение отдельных нормотворческих полномочий Парламента и Всебелорусского народного собрания, поэтому из нового документа предлагается исключить нормы о принятии законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о Военной доктрине Республики Беларусь, а также положений о принятии новых декретов Президента.
В целом принятие подобных документов — развитие обновленной Конституции, дальнейший шаг к приведению их в соответствие с Основным Законом. Постепенно изменяется законодательная база. Важнейшие законопроекты, касающиеся обновлений в Конституции, уже приняты за год ее действия. Это законы о госслужбе, политических партиях, гражданском обществе и другие — около 30 значимых документов. Задача привести все законодательство в соответствие к концу 2023-го — и она вполне реалистична. Главное, что в соответствии с Конституцией меняется не только буква закона, но и дух. К примеру, не принято специального документа о патриотизме, однако очевидно, что он проник во все сферы жизни, особенно широко развернута работа с молодежью. Благодаря проведенному всенародному референдуму и принятым изменениям есть понимание, что делать и куда двигаться дальше.
Игорь МАРТЫНОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по национальной безопасности