Право имею!

Интеллектуальная собственность как реальный капитал
Интеллектуальная собственность как реальный капитал

Недавно правоохранительные органы Минска провели очередную кампанию по изъятию из продажи пиратской видеопродукции. Что характерно: наибольшее количество выявленных контрафактных дисков оказалось с записью нового российского кинохита «Турецкий гамбит», вышедшего на лидирующие позиции в столичном кинопрокате. Есть спрос — пираты оперативно обеспечат предложение. Но получить прежнюю прибыль уже едва ли успеют — теперь такие понятия, как авторское право и интеллектуальная собственность, и у нас приобретают все более четкие очертания.

Начало борьбы за авторские права, конечно, было нервным. Первые «фронтовые сводки» стали поступать из кафе и ресторанов — именно на них как гром с ясного неба обрушилась новость, что за каждое музыкальное произведение, услаждающее слух посетителей общепита, теперь нужно платить и платить постоянно. Два года назад считанные пункты общественного питания восприняли эту новость как руководство к действию, но теперь таких большинство: несколько громких судебных процессов убедили–таки наших «рестораторов», что игнорировать мировую практику защиты авторских прав — себе дороже...

Дальше Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУПИС) пошло в наступление на пиратов, производящих и распространяющих контрафактные видео– и аудиозаписи. Здесь пока о полной и окончательной победе говорить рано, но, как считают отечественные специалисты в области защиты интеллектуальной собственности, это лишь вопрос времени. Информация к размышлению: несколько дней назад конгресс США, подсчитав ежегодные убытки своих киностудий, утвердил законопроект, предусматривающий тюремное заключение сроком от 3 до 10 лет за тиражирование и продажу кино и музыки пиратским способом. А мировой опыт по защите уже отнюдь не эфемерных авторских прав в последние годы и в Беларуси учитывают и активно внедряют — на сегодняшний день РУПИС является членом Международной конфедерации авторских обществ (СИЗАК), заключены договоры с авторскими обществами в Америке и Европе. Повод глубоко задуматься теперь есть не только у пиратов, но и, например, у таксистов, создающих в салоне своего авто приятную музыкальную атмосферу, — ведь и у этой атмосферы также имеются свои авторы...

Чтобы уследить за всеми, сотрудников у РУПИСа, правда, пока не хватает. Поэтому информация, появившаяся недавно на отечественных и зарубежных сайтах, на первый взгляд может показаться пугающей. Усиленно «пиарящий» себя молодой драматург Андрей Курейчик неожиданно решил «раскрыть глаза» мировой театральной общественности, огулом обвинив белорусские театры в контрафактном использовании зарубежной драматургии... Неспроста это, пожалуй: сейчас уже мало кто помнит, что пару лет назад сам г–н Курейчик был уличен в пиратстве, создав пьесу «по мотивам» Маркеса, не потрудившись при этом выяснить точку зрения на свои литературные упражнения правообладателей на произведения знаменитого колумбийского писателя. И мало кто знает, что по решению администрации Молодежного театра спектакль по пьесе нашего «правозащитника» «Старый–престарый сеньор с огромными крыльями» был снят с афиши, — дескать, как бы чего не вышло. С авторскими правами, разумеется... В лишних проблемах наши режиссеры не заинтересованы. Хотя платят современным зарубежным драматургам за использование их «интеллектуальной собственности» действительно не всегда, а как договорятся...

«Правильная жизнь», конечно, отражается на наших кошельках — законное, оно всегда дороже того, что из–под полы. Но зато ведь и качественнее, не так ли?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter