Право голоса

В конференц-зале «СБ» обсуждаются грядущие выборы
Кампания по выборам депутатов местных представительных органов власти стартовала. Созданы избирательные комиссии, идет выдвижение кандидатов. 14 января нам предстоит избрать более 22 тысяч депутатов местных Советов — областных, районных, городских, поселковых и сельских. Выбрать людей, которые будут представлять в системе государственной власти наши интересы, координировать и направлять в нужное русло работу местных органов исполнительной вертикали. И то, какой выбор мы сделаем, во многом определит, насколько эффективно будет реализована поставленная Президентом задача создать государство для народа, направить действия всех структур власти на благо людей. Как не ошибиться в выборе? Как определить, кто станет действительно народным представителем, а кто просто очередным обладателем депутатского мандата? И каким, собственно, должен быть наш избранник, чтобы представительная власть в стране стала по-настоящему дееспособной?

О гражданской ответственности, критериях выбора и депутатских полномочиях шел разговор в конференц–зале «СБ». Сегодня наши гости — председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия ЕРМОШИНА, профессор Академии управления при Президенте, доктор политических наук Леонид ЗЕМЛЯКОВ, депутат Минского областного Совета депутатов Георгий АТАМАНОВ, председатель Лунинецкого районного Совета депутатов Евгений БОГДАН, председатель Лошанского сельского Совета депутатов Минского района Галина КОНДРАТЕНКО и заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей, первый секретарь ЦК КПБ Татьяна ГОЛУБЕВА.

«СБ»: Выборы — непосредственный инструмент осуществления народовластия. И тем не менее еще несколько лет назад самой актуальной проблемой избирательных кампаний в местные органы власти была недостаточная активность избирателей. Изменилась ли ситуация? Есть ли сегодня у избирателей понимание, кого и для чего они избирают?

Л.Ермошина: Большинство из 7 миллионов избирателей придут к избирательным урнам 14 января будущего года, чтобы — я в этом уверена — осознанно сделать свой выбор. Сегодня все отчетливо понимают, что такое местная власть, что такое местная представительная власть и местное самоуправление в Республике Беларусь. Депутаты — это представители народа, которые избираются в местные Советы сроком на 4 года. Это уполномоченные избирателями граждане, которые будут руководить на местном уровне, осуществлять и координировать государственную власть на местах — в областных, районных, городских, поселковых и сельских Советах. Сегодня в стране действует 1.581 местный Совет депутатов, где работают более 20 тысяч человек. Это 22.641 депутатский мандат, на которые в этой избирательной кампании будут претендовать выдвинувшие свои кандидатуры белорусские граждане.

«СБ»: А от чего зависит активность избирателей?

Т.Голубева: Почему на выборах Президента была такая высокая явка? Потому, что все видят: делается дело. Идет развитие государства, есть результат. То же самое и на местном уровне. Там, где исполнительная власть вместе с депутатами работает на благо людей, помогает им, там будет и активное голосование. Люди придут на избирательные участки, потому что они знают, для чего идут. А если, обращаясь в исполком, в Совет, к председателю или депутату, граждане не получают не то что помощи, а даже хорошего слова, то там не ждите и явки на выборы.

Е.Богдан: По явке на избирательные участки, кстати, можно судить, как люди оценивают работу местной власти. И соответственно, свой предыдущий выбор. Я всегда говорю, что неучастие в выборах не избавляет нас от их результатов. Придешь ты на выборы или нет, все равно депутата выберут. Вопрос в том, чтобы прийти и проголосовать за того, кого ты считаешь лучшим. Тогда будет и моральное право обращаться к нему со своими проблемами и требовать их решения. Сегодня местные Советы депутатов являются главным связующим звеном между обществом и государством, между народом и властью. Поскольку они представляют все без исключения социальные слои и категории граждан. Создать государство для народа — это значит создать в стране такие условия, чтобы человек чувствовал себя во всех отношениях комфортно. В том числе и во взаимоотношениях с властью, причем на всех уровнях. Нельзя взваливать все на центральные органы управления, нужно заниматься полноценной практической работой на местах. И соответственно повышать ответственность, спрос за исполнение обязанностей по решению местных проблем и задач, возложенных на депутатов. А решать задачи возможно только в тесном контакте с исполнительными органами власти. И не в качестве контролера, а в качестве полноценного участника. Полномочия для этого есть, механизм их осуществления есть, необходимо лишь грамотно использовать предоставленные законодательством возможности.

Г.Кондратенко: Я очень давно работаю в сельском Совете — 30 лет, причем председателем — вот уже 10 лет. На селе, наверное, как нигде чувствуешь какую–то особенную его важность и значимость. Как вы знаете, сама жизнь в деревне и по условиям труда и быта не такая комфортная, как в городе. И в отношении власти, кроме как на работника сельского Совета, пожалуй, жителю деревни больше не на кого надеяться. Здесь в первую очередь можно решить свои проблемы. Думаю, каждый сельский житель понимает, для чего выбирает местную власть. Люди верят нам — они видят, что мы можем сделать для них что–то конкретное.

Л.Земляков: Что означает понятие «государство для народа»? Субъект государства, как мы знаем, — это народ, объект — территория. И связывает это в единое целое власть. И законодательная, и исполнительная, и судебная. Какой должна быть власть? Прежде всего она должна быть эффективной. От этого зависит способность общества решать те или иные стоящие перед ним задачи. И если мы ставим задачу создать государство для народа, как правильно отметил коллега, нам нужен четкий механизм обратной связи. Важен не только сам процесс избрания во власть народных представителей, не менее важно — кто будет наделен властными полномочиями. Изберут достойных людей, которые будут работать и выполнять данные людям обещания, — значит, и власть будет эффективной, отражая интересы народа, граждан. И государство будет работать стабильно, потому что никаких других целей и задач, кроме тех, которые определил народ, у него не будет. Сегодня главное, чтобы выборы в местные Советы прошли в правовом поле и чтобы мы, граждане Беларуси, избрали в депутаты самых достойных людей.

«СБ»: Что значит достойных? Какие качества могут служить залогом эффективной работы?

Л.Ермошина: По–моему, общечеловеческие качества здесь должны цениться в первую очередь: внимательность к чужим проблемам, воспитанность, порядочность, желание работать и трудолюбие, а уже потом все остальное. А профессиональные навыки у таких людей сформируются быстро, это дело наживное.

Е.Богдан: Люди всегда доверяют тому, кто поддерживает обратную связь между властью и населением не на словах, а на деле. Кто на обращение с просьбой решить тот или иной вопрос откликается немедленно, тут же включается в проблему, решает ее. Это, пожалуй, самое главное качество человека, который претендует стать народным избранником.

Т.Голубева: Депутат должен не бояться проявлять инициативу, активно обращаться в органы исполнительной власти и вместе с ними решать проблемы, которые волнуют избирателей. Депутат местного Совета должен компетентно разобраться в сути вопроса, оценить его с точки зрения местных приоритетов, проанализировать возможность и варианты решения и обратиться к исполнительной власти. И еще суметь убедить, а то и заставить исполнительную власть выполнять свои обязанности, доказать, что необходимо сделать в первую очередь, а что может подождать. И это не только его право, это — его обязанность, его долг перед избравшими его гражданами. А если депутат, как это бывает, сам начинает ходить по инстанциям, решая вопрос с тем же водопроводом или ремонтом крыши, то это – анекдот...

Г.Кондратенко: Хочется, чтобы в местную власть приходили молодые инициативные кадры, наша молодежь. И надо заинтересовать их, сделать более престижной нашу работу, например, расширив полномочия сельского Совета, предоставив ему право самому формировать собственный бюджет. На одном энтузиазме, хотя без него в нашей работе не обойтись, далеко не уедешь. Тем более что сельсоветы у нас совмещают функции сразу двух ветвей власти — и представительной, и исполнительной. И работа в Советах не из легких — с утра и до ночи, а порой и без выходных.

Е.Богдан: Граждане должны больше знать о возможностях местного самоуправления, о путях совершенствования и реформирования его органов, о полномочиях депутатов. И нужно, чтобы сам кандидат четко знал, для чего он идет во власть. Может, кому–то надо и подсказать, как себя лучше проявить. Ведь быть депутатом — это особая гражданская миссия. Здесь, повторю, именно умение отстаивать интересы своих избирателей — весьма важное качество. Иногда выберут депутатом вроде хорошего руководителя, а потом оказывается, что он не может «пробить» элементарный вопрос, даже с депутатским мандатом. На недавнем белорусско–шведском семинаре, организатором которого стал Институт экономики Национальной академии наук, особо подчеркивалось, что сегодня люди требуют, чтобы местное управление, самоуправление было качественным. Кстати, в некоторых странах имеются даже соответствующие законы: о праве граждан на качественное, профессиональное управление.

«СБ»: А что значит качественное управление? Каковы критерии?

Т.Голубева: Попробую ответить. Сегодня процентов 70 из тех вопросов, которые поступают ко мне как к депутату Парламента, должны решаться на местах. Идет немало писем с просьбами и жалобами на имя Президента, в другие высокие инстанции. В своем округе я всегда спрашиваю: вы пробовали решить свою проблему с местными органами исполнительной власти, обращались к своему депутату? Многие этого не делают. Да, я иногда могу своим авторитетом, что называется, нажать, но граждане должны понимать: в первую очередь их интересы защищает депутат местного органа власти. Причем не один, а как минимум трое: сельского или городского, районного и областного Советов. Все, кому голоса избирателей дали право на депутатский мандат. Но Советы должны работать в одной связке с исполкомами. Причем не только требовать выполнения каких–то задач, но и предлагать, что очень важно, способы их решения и самим участвовать в этой работе. Работать нужно вместе с исполнительной властью, а не противопоставлять себя ей.

«СБ»: Очевидно, что работа депутатов местных Советов требует не столько умения красиво говорить, сколько реальной и достаточно напряженной работы — с избирателями, исполнительной вертикалью, ведомствами и организациями. Кто претендует на депутатские мандаты, насколько готовы политические партии и общественные движения взять на себя эти полномочия, а значит, и ответственность?

Т.Голубева: Обычно чем выше Совет — тем больше претендентов: «привлекательнее» всего Парламент, затем область, район, местный Совет...

Л.Ермошина: Я думаю, что чем дальше в глубинку — тем проблемнее будет избирать Советы. Не исключаю, что будут и такие кандидаты, которых придется уговаривать: мол, граждане на тебя рассчитывают, ты уж не подведи.

Г.Кондратенко: У нас интерес к выборам есть. Если в прошлые кампании сложновато было привлечь людей, некоторые отказывались баллотироваться в депутаты, то в этом году будет, думаю, даже конкуренция. Во многом благодаря тому, что люди видят реальную пользу от нашей работы. И хотя выбирать будем одновременно депутатов сельского, районного и областного уровней, наверное, все очень пристрастно будут выбирать именно депутата сельского Совета. Там хорошо представляют, за кого голосуют, потому что знают каждого кандидата. Районных, областных — меньше, а сельских — очень хорошо.

Е.Богдан: Здесь есть региональная специфика. Полесье, например, — это густонаселенные районы, на Витебщине — все по–другому. Поскольку у нас компактно проживают люди, то избиратели практически всех своих депутатов знают.

Г.Атаманов: Полагаю, здесь должны бы сказать свое слово политические партии. Однако наша столь активная на президентских и парламентских выборах оппозиция, как наглядно показало формирование избирательных комиссий, интереса к реальной работе почему–то не проявляет. Где доблестные БНФ и ОГП? Кто помешал им массово заполнить все комиссии? Где Калякин с Партией коммунистов белорусской? Конечно, ездить по заграницам и получать гранты гораздо легче, чем решать вместе с народом его проблемы. На выборы выйдут те, кто с народом были и остались: Коммунистическая партия Белоруссии, Аграрная партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская социально–спортивная партия, Либерально–демократическая. Вот 5. А где остальные 12 из 17? Работа, которая действительно требует отдачи, действий, конкретного результата, их не интересует. Есть лидер, который себя пиарит, а на местах–то партийных организационных структур нет. Чтобы выдвинуть своего кандидата, у партии в сельской местности должна быть первичка. У многих этого нет: организация лишь на уровне области да в некоторых районах. Но зато руководитель активно «работает» в Брюсселе, в ПАСЕ, в ОБСЕ: рассказывает, как обижают бедный белорусский народ и как воздействуют на него «административным ресурсом».

Л.Ермошина: Давайте не будем забывать, что многие идут в депутаты не для того, чтобы радеть за народ. Многие идут в депутаты, особенно из предпринимательской среды, чтобы легче было решать и свои вопросы. Поэтому к выбору кандидата всегда нужно подходить трезво: среди тех, кто идет во власть, альтруистов почти нет. Это люди, которые ставят перед собой реальную задачу. Эта задача в основном связана либо с будущей карьерой, либо с обеспечением какого–то своего дела — бизнеса, предприятия и т.д. Из этого нужно исходить, именно такой будет основная часть кандидатов. Если избиратели рассчитывают, что там будут этакие сплошные энтузиасты, которые будут неустанно беспокоиться о бабушках–старушках, то, я думаю, эти надежды не оправдаются. Будет, конечно, определенная часть таких людей, причем именно в сельской местности. Но это будет все–таки не характерный кандидат в депутаты. И не надо такой раскладки сил бояться, потому что весь мир идет по этому пути. Везде идут во власть люди деятельные. И все зависит от того, на что будет направлена их энергия. Если он будет заниматься вопросами своего предприятия, параллельно заботясь как депутат о своем районе, где живут те самые бабушки, то это нормально и хорошо: он будет делать благо для того населения, которое проживает рядом.

Что касается политиков. С одной стороны, мы видим политиков традиционных — например, привычную для народа Компартию, — которые действительно хотят и участвуют в управлении страной. А есть политики совершенно иного толка — те, кто спонсируется извне. И их активность напрямую зависит от того, будут ли даны деньги на эту политическую кампанию. Сейчас, судя по отсутствию интереса, денег нет. Почему я четко усматриваю эту связь? Помните ситуацию, когда у нас шли выборы Президента и за 2 недели до даты выборов практически не было наблюдателей от оппозиции? Никого не было, абсолютно. Как только пресекли деятельность «Партнерства», финансовые потоки, судя по всему, переориентировались — тут же возник в последний момент, как чертик из табакерки, Белорусский Хельсинкский комитет. И наблюдатели от белорусского клуба избирателей появились. Альтруистов, я опять–таки хочу подчеркнуть, в политике мало, а то и совсем нет. И если человек идет наблюдать, если это только не делегат от трудового коллектива или от общественного объединения государственной ориентации, то он наверняка связан материальным или экономическим интересом.

«СБ»: Галина Васильевна, у вас в регионе представлены партии?

Г.Кондратенко: Нет, не зарегистрирована ни одна.

Е.Богдан: В нашем районе только Компартия действует и кандидаты есть только от нее. Других нет.

Т.Голубева: Для «диванных» партий сельский Совет малоинтересен — там нужно работать. А вот в районный Совет, городской, областной — в эти будут лезть. Их интересует не столько работа с избирателями, сколько возможность самим появиться на публике. А если не появятся, то опять скажут, что нет свободы и демократии. Старая песня!

Л.Ермошина: На селе не выберут чужака. Не будем забывать, что выборы местные: для того чтобы избираться, нужно проживать либо работать на территории соответствующего местного Совета. Округ на селе — 50 — 100 человек. А в районе — 500 человек. Там разве проскочит случайный человек?

Г.Кондратенко: У нас любой бабушке, если она не подписывала выдвижение кандидата, надо объяснить от и до: что это за человек, откуда? У нас интересуются всем, хотят знать всю биографию: и сколько детей, и сколько раз был женат...

Г.Атаманов: Думаю, избирателям нужно разобраться и с самой системой политических партий: как они работают, чьи интересы представляют, какие у них программы. И январские выборы в этом плане будет очень показательны — и сама избирательная кампания, и ее результаты.

Л.Земляков: Не менее важное значения имеют мероприятия по повышению политической и правовой культуры организаторов выборов, избирателей и других участников избирательного процесса. Политико–правовое просвещение и обучение граждан должно проводиться в целях прежде всего повышения заинтересованности граждан в результатах выборов, формирования стремления к активному, осознанному выбору народных представителей.

«СБ»: Чем была вызвана необходимость изменений в избирательном законодательстве, в частности перехода к мажоритарной системе относительного большинства, проще говоря, к выборам в один тур, когда побеждает кандидат, набравший большее число голосов?

Л.Ермошина: Дело в том, что мажоритарная система абсолютного большинства, которая применялась ранее и по–прежнему действует у нас при выборах Президента и депутатов Парламента, не вполне соответствовала специфике выборов в местные органы представительной власти. Иногда получалось, что выборы вроде бы состоялись, а местный Совет в полном составе не избран: в каком–то округе ни один депутат не набрал более 50 процентов голосов. У нас был период, когда 9 лет в 5 крупнейших городах страны работали местные Советы в одном и том же составе — Минск, Брест, Гродно, Лида, Пинск не могли избрать новых депутатов: 50 процентов никто не набирал. Вряд ли эту ситуацию можно считать нормальной, поскольку должна быть сменяемость власти. Переход на новую систему оправдан еще и тем, что у нас высокая обязательная явка: выборы признаются состоявшимися, если проголосовало 50 процентов избирателей. К тому же если кандидат один, он все равно должен получить абсолютную поддержку: 50 плюс 1. Абсолютное большинство. А где есть альтернатива — победит тот, кто набрал больше всего голосов.

Елена ЛЕГКАЯ, Иван КИРИЛЕНКО, «СБ».

Кстати

5 ноября начался этап выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов. Как сообщил секретарь Центризбиркома Николай Лозовик, он продлится по 4 декабря.

Правом выдвижения, по его словам, обладают политические партии при наличии зарегистрированных структур в данном избирательном округе, трудовые коллективы и граждане. Для того чтобы выдвинуть кандидата в депутаты областного Совета, в трудовом коллективе должно насчитываться не менее 150 работников, районного и городского (за исключением городов районного подчинения) Совета — не менее 75 работающих, в остальные Советы — не менее 20 человек. Для того чтобы выдвинуть кандидатуру в областной Совет от граждан, необходимо собрать не менее 150 подписей избирателей, которые проживают в данном округе. А в районный и городской (если город областного подчинения) Совет депутатов — не менее 75, в городской (районного подчинения), поселковый и сельский Совет депутатов — не менее 20 подписей.

«Наиболее простым способом является выдвижение кандидатов от политической партии, — считает Николай Лозовик. — Так как руководящий орган партийной организации при наличии нижестоящих структур может выдвинуть кандидатов в депутаты по каждому округу соответствующего местного Совета. Трудовой коллектив же имеет право выдвинуть по своему округу одного кандидата. По моему мнению, наиболее уважаемым среди претендентов является способ выдвижения кандидатов от граждан путем сбора подписей. Это позволяет претендентам еще задолго до регистрации иметь возможность общаться с избирателями и даже проводить некоторую агитацию». И как показывает практика прошлых выборов, если претендент выдвигается от трудового коллектива или партии, он, как правило, параллельно собирает еще и подписи избирателей в свою поддержку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter