Правительство Беларуси практически сформировано. В течение нескольких дней Президент проводил детальные консультации с руководителями высшего органа исполнительной власти. Цель — окончательно определиться с кадровым составом и обозначить те задачи, которые должны быть выполнены уже в ближайшем будущем. Об этом Глава государства и говорил во время кадровых назначений в Совет Министров.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Еще раз хочу обозначить особенность работы будущего Правительства, на которой буду настаивать. Эта особенность заключается в том, что значительно больший вес будут иметь заместители Премьер‑министра. Председатель Правительства у нас — председатель, он организовывает работу Правительства, ведет заседания Правительства, но ни в коем случае не принимает каких‑то единоличных решений и не довлеет над членами Правительства, прежде всего над вице‑премьерами.
— Еще раз хочу обозначить особенность работы будущего Правительства, на которой буду настаивать. Эта особенность заключается в том, что значительно больший вес будут иметь заместители Премьер‑министра. Председатель Правительства у нас — председатель, он организовывает работу Правительства, ведет заседания Правительства, но ни в коем случае не принимает каких‑то единоличных решений и не довлеет над членами Правительства, прежде всего над вице‑премьерами.
Во время кадровых назначений в новый состав Правительства, 3 марта 2025 года.

Детальная оценка
Конституция Беларуси определяет Правительство — Совет Министров как центральный орган государственного управления. Оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Сам Александр Лукашенко не раз обозначал роль этого важнейшего органа как экономического штаба. Действительно, именно Совет Министров стал тем институтом государственности, который обеспечивает выполнение основных показателей развития всех отраслей экономики, сфер социальной жизни. За годы суверенного развития устоялась структура Правительства, которая доказала свою жизнеспособность. Потому на данном этапе нет никакой необходимости осуществлять изменения. Реформы ради реформ нам не нужны.После президентских выборов, опять‑таки по нормам Основного Закона, весь состав Правительства подал в отставку.
Конституционное право Президента, получившего новый мандат народного доверия, сформировать новое Правительство. На этот раз Александр Лукашенко решил создать комиссию по данному вопросу. Эту идею он озвучил 4 февраля на встрече с доверенными лицами, которые представляли его как кандидата в ходе избирательной кампании.Комиссия была составлена из высших должностных лиц под руководством Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого. Кроме того, Президент поручил и своим доверенным лицам высказать свое мнение относительно работы Правительства. Все это время велась напряженная работа. Она включала в себя оценку достигнутых результатов по каждому ведомству, собеседования с руководителями.
Пять блоков
Из важных кадровых президентских решений следует отметить то, что возрастает роль заместителей Премьер‑министра. Традиционно их пятеро, каждый из которых курирует крупные блоки министерств, государственных комитетов и подчиненных Правительству организаций. Таких блоков сформировалось пять: экономическое развитие, социальная сфера, промышленность и энергетика, аграрно‑промышленный комплекс, транспорт‑строительство‑ЖКХ. Вот по этим стратегическим направлениям Глава государства, по сути, в течение двух дней на этой неделе проводил совещания, определяя конкретные задачи и принимая кадровые решения.При этом сам Глава государства обозначил состав Правительства как «новый старый». Действительно, обновлений не так много. Почему? Очевидно, это оценка результативности работы министров и других руководителей. С этой командой Президент шел на выборы. Полученная высочайшая поддержка со стороны избирателей — это в том числе и оценка работы каждого члена Правительства.К тому же ряд кадровых назначений состоялся совсем недавно. Хотя, как подчеркнул сам белорусский лидер, индульгенции ни у кого нет. Уже в ближайшее время пройдет заседание Правительства под руководством Главы государства, где будет обобщен план дальнейшей работы. Устремленность нашей страны — только вперед. Потому и достижения недавнего прошлого не повод для самоуспокоенности, а основа, чтобы обеспечить выход на новые результаты.
Перераспределение полномочий
Показательно, что продолжилась тенденция по увеличению полномочий и ответственности отдельных руководителей. Совсем недавно, 21 февраля, был подписан Указ «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов». 4 марта Президент дал поручение Главе Администрации подготовить проект указа о самостоятельности губернаторов и вице‑премьеров при проектировании и строительстве объектов. За Главой государства остается вопрос отвода земель. Цель — оперативное решение вопросов, уход от ненужной бюрократии и от того, что порой в чиновничьих кругах называют «спихотехникой».Президент ясно дал понять, что руководители на местах действительно должны осознать себя властью со всеми вытекающими последствиями: «Пусть они и принимают решения. С точки зрения переноса полномочий вниз нам надо посмотреть и освободить Президента от этих ненужных функций. В крайнем случае — министр, вице‑премьер по каким‑то вопросам. И то — в течение суток согласовали, пусть губернаторы и местные власти сами разбираются и строят».
Созидательная работа
Сейчас Президент проводит большую деятельность по структурному и институциональному обеспечению выполнения задач новой пятилетки. Впереди принятие программы социально‑экономического развития страны. Это будут уже выверенные и обоснованные формулировки и показатели. А подготовительная работа началась куда раньше, еще до президентских выборов.Собственно, сейчас осталось еще одно кадровое решение относительно состава Правительства. Это назначение его руководителя — Премьер‑министра. По Конституции его назначает Президент, предварительно получив согласие Палаты представителей. Его функции Глава государства уже определил: «Председатель Правительства у нас — председатель, он организовывает работу Правительства, ведет заседания Правительства, но ни в коем случае не принимает каких‑то единоличных решений и не довлеет над членами Правительства, прежде всего над вице‑премьерами».
Таким образом, продолжается большая созидательная работа по постепенной трансформации нашей политической системы, всех ветвей власти. Она происходит на основе права и отражает тенденции времени. Рост самостоятельности руководителей всех уровней подразумевает сбалансированное соединение больших полномочий и большей ответственности.Это же свидетельствует о зрелости и прочности белорусской государственности. А именно ее всестороннее укрепление Президент определил как главную цель всей начавшейся пятилетки.
В ТЕМУ
Формирование Правительства по своему характеру созвучно с тем, как Глава государства оценивал работу и ставил задачи перед отдельными регионами осенью 2024 года, когда посещал областные «Дажынкi». Тогда эти фестивали стали не просто праздниками урожая, временем подведения итогов сделанного, но и поводом для осмысления перспектив развития, определения конкретных целей, под которые необходимо формировать ресурсы, определяться с кадрами.
Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, кандидат исторических наук.