Правила вычитания

Сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей и налог с пользователей автомобильных дорог могут отменить
Сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей и налог с пользователей автомобильных дорог могут отменить

В 2006 году из каждых 100 рублей валового внутреннего продукта 45,7 шло в бюджет. Соотношение этих цифр называют налоговой нагрузкой на экономику. Есть страны, которые оставляют на рынке еще меньше финансового «жирка». Но более динамично развиваются все же те, кто поступает наоборот. Наша страна стремится в ряды «передовиков» — медленно, но верно сокращая налоговый пресс. Примерно на процент в год. Возможно ли еще больше снизить фискальное давление на экономику и насколько это актуально сейчас, в условиях дорожающих энергоносителей? Такой вопрос обозреватель «СБ» задала заместителю министра по налогам и сборам Василию КАМЕНКО.

— Налоги — это средства, необходимые государству для выполнения взятых им социальных обязательств. Собрать их — наша задача. Кстати, 95 процентов платежей граждане и предприятия перечисляют добровольно. Но что беспокоит? В стране мало востребованы стимулирующие и регулирующие функции налогообложения. В ряде случаев изъятие налогов не способствует привлечению инвестиций в производство, активизации инновационных процессов в промышленности.

Скажем, косвенные налоги. Их доля в валовом внутреннем продукте страны — почти 18 процентов. Теоретически налоги на добавленную стоимость, с продаж, в фонд поддержки сельхозпроизводителей платят промышленность и торговля. На деле — покупатель товаров и услуг, потому что механизм изъятия косвенных налогов предполагает включение их в цену. Чем больше таких сборов, тем быстрее раскручивается маховик инфляции. Кроме того, финансисты давно доказали, что самый эффективный налог — прямой, вычитаемый с доходов, прибыли, недвижимости, имущества. По принципу: заработал — заплатил. С 1 января 2007 года у нас отменены очень нелюбимые обязательные отчисления в фонд содействия занятости и чрезвычайный налог. Сейчас думаем, как аннулировать сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей и налог с пользователей автомобильных дорог. Есть предложение компенсировать неизбежные потери, повысив ставку налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. На мой взгляд, делать этого не стоит. НДС хоть и является одним из значимых (его доля в ВВП — 9,3 процента), но все–таки это косвенный налог, который ложится на плечи потребителя товаров и услуг. А чем меньше денег на руках у населения, тем меньше спрос. Следствие — затоваренные склады.

— Как выполняется поручение Президента упростить налоговое законодательство?

— В нынешнем году при министерстве создан консультативный совет, куда входят законодатели, представители министерств, общественных объединений и финансисты крупнейших предприятий. С их участием мы рассматриваем проблемы применения налогового законодательства, анализируем его влияние на экономику, вносим предложения. Допустим, рекомендуем в следующем году отменить местные целевые сборы, уплачиваемые из прибыли предприятий, установить единую ставку местного налога с продаж в 5 процентов (сейчас на импорт — 15 процентов), трансформировать налог на недвижимость в налог на имущество, исключив из облагаемой базы станки, оборудование и прочую «движимость». Надо что–то делать с экологическим налогом, который сейчас состоит из 8 видов платежей и требует заполнения 12 налоговых деклараций.

— В прошлом году налоговые службы за счет проверок начислили дополнительно в бюджет 170 миллиардов рублей налогов. На 40 миллиардов больше, чем в каждом из предыдущих пяти лет. Что означают эти цифры? Контроль стал жестче или нарушителей больше?

— Я бы сказал, контроль стал более избирательным. За последние 2 года мы сократили количество проверок на 40 процентов, срок их проведения с 30 до 5 дней, при этом доначисления налогов увеличились. Потому что научились не размениваться по мелочам, а выявлять крупных нарушителей, которые идут на это сознательно. Очень эффективным оказался метод контрольных закупок.

Но сейчас хотел бы поговорить о другом. У нас по–прежнему 70 процентов нарушений законодательства — технические ошибки, которые мы обнаруживаем во время плановых проверок (крупные предприятия инспектируем раз в год, средние и малые — каждые пять лет). Почему? К учету допускаются неподготовленные люди. Мое твердое убеждение: даже выпускник БГЭУ не может сразу стать бухгалтером, не говоря о коммерческих вузах, которые «штампуют» экономистов, как горячие пирожки. По количеству кадров переизбыток, но по качеству — явный дефицит. Исправить ситуацию можно, если ввести сертификат для бухгалтера, как это практикуется в ряде европейских государств. Только такой документ дает право предлагать свои услуги на рынке труда. Потому что его обладатель сдал экзамен с практическими задачками, а прежде получил специальное образование и не один год практиковался под руководством опытного бухгалтера.

— Не слишком ли у нас много налоговых льгот? Все ли они эффективны?

— Количество льгот непомерно велико и большинство — неэффективны. Злоупотреблений масса. Например, от налога на прибыль освобождаются организации, наполовину состоящие из инвалидов. Приходим проверять такие предприятия и диву даемся. Сторож — прикован к постели, экспедитор — в инвалидной коляске. Начинаем беседовать, выясняется: за умеренную плату людей попросили дать свои паспортные данные. Порой затраты на приобретение служебного автомобиля для руководителя, ксероксов, факсов преподносят в качестве инвестиций в расширение производства. Но любая налоговая льгота — это, по сути дела, субсидия государства в определенный сектор экономики. Она может быть эффективна лишь в отдельных точках роста, а не вообще.

— Спасибо, Василий Борисович, за обстоятельный деловой разговор. И позвольте поздравить вас и всех работников налоговых органов с наступающим профессиональным праздником!

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter