Кто должен заниматься патриотическим воспитанием молодежи

Правила воспитания

“Патриоты всегда говорят о готовности умереть за Отечество и никогда — о готовности убивать за Отечество”, — говорил британский философ Бертран Рассел. Жалко, нашлось и продолжает находиться немало апологетов, стремящихся доказать обратное. И превратить естественное чувство любви к Родине в инструмент для достижения собственных политических интересов. При этом особым объектом внимания таких деятелей традиционно выступает молодежь — весьма многочисленная и перспективная группа населения, в силу возраста не всегда способная распознать сам факт манипулирования ею. Как же воспитать преданных стране граждан?

белта

Без подмены понятий

Андрей Иванец, председатель Совета молодых ученых Национальной академии наук

Становление правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина нашей страны с государством и обществом — он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, идеологический, политический и другие аспекты.

Для меня наиболее близкое понимание патриотизма — это любовь к своему Отечеству, народу, стране, в которой ты родился. Это гордость за ее успехи, а также готовность ежедневно вносить свой вклад в ее развитие. Такова основа нашей государственной идеологии. И здесь важно прививать любовь к Родине с малых лет, делая это в семье, школе и в целом в повседневной жизни.

Задача воспитания молодежи сегодня как никогда актуальна для нас, когда внешние и внутренние вызовы особенно ярко проявляются во всем мире, в том числе и у наших ближайших соседей. В связи с чем формирование адекватного общественного мнения по важнейшим вопросам жизни страны приобретает особое значение, что обусловливает одну из главных наших задач — борьбу с манипуляцией общественным мнением, навязыванием ему чуждой идеологии и морали. Ведущая роль в данном вопросе должна принадлежать государственным организациям и структурам. В том числе и общеобразовательным учреждениям. Речь, в частности, идет о патриотических лагерях местного и республиканского значения. Курирование данной деятельности должно осуществляться государственными органами управления совместно с крупнейшими общественными организациями — такими как Федерация профсоюзов, РОО “Белая Русь”, Белорусское общественное объединение ветеранов и другими. Важно помнить, что первоочередная задача организаторов лагерей и подобных мероприятий — это представление достоверной информации о становлении нашей государственности как в историческом контексте, так и на современном этапе. А также яркий показ достижений нашей страны в социально-экономической, культурной, научной и других сферах.

В рамках патриотических лагерей необходимо проводить круглые столы, дебаты, научно-практические семинары и просто встречи с участием известных и выдающихся людей — не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Это позволит воспитать граждан, для которых судьба нашей страны небезразлична.

Однако воспитание не должно культивировать национализм. Эта подмена истинных понятий о любви к Родине и может привести к отрицательным последствиям. Не стоит забывать и о другой крайности, когда, переворачивая исторические факты, нам пытаются показать отсутствие белорусской государственности и ее несостоятельность. Попытки изнутри страны и из-за ее пределов со стороны определенных деструктивных сил навязать обществу и в первую очередь молодежи подобного рода идеи и мировоззрение не должны допускаться. Взаимоуважение и добрососедские отношения, основанные на равноправии и взаимном признании суверенитета, всегда являются основой отношений нашей страны с другими государствами. Вспомните высказывание выдающегося драматурга и лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу: “Патриотизм — это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились”. С этим сложно не согласиться!

Патриотами не рождаются

Сергей Бобриков, депутат Палаты представителей Национального собрания

Нередко приходится слышать о том, что сегодняшняя молодежь непатриотична, что само понятие “патриотизм” в условиях размывания экономических, культурных границ уже “не в моде”. Категорически с этим не согласен. Без патриотов не бывает прочного и сильного государства. Другое дело, что само определение патриотизма со временем немного трансформировалось и обрело более широкий смысл. Сегодня оно включает в себя не просто абстрактную любовь к родине, но и то, какую пользу человек приносит своему ближнему, обществу. То есть, прежде чем требовать нечто от государства, необходимо в первую очередь искренне и честно ответить себе: а что я сделал для того, чтобы получать что-то взамен?

Не соглашусь и с тем тезисом, что нынешнее молодое поколение более проблемное. Оно не хуже своих отцов и дедов, оно просто другое. Но в сложных ситуациях молодые люди всегда были и будут опорой и надеждой нашего государства. Это видно на примере сегодняшней деятельности БРСМ, волонтерского движения. С ребятами надо просто заниматься, без перекосов и перегибов.

У воспитания много направлений: музыка и литература, спорт, трудовое обучение, экологическая культура, семейные ценности. Но меня как человека военного очень тревожит провал, образовавшийся в системе подготовки молодежи к службе в армии после отмены начальной военной подготовки к школе. Считаю этот шаг глубоко ошибочным.

Образовавшийся вакуум в России, да и у нас, в Беларуси, начали заполнять некие военно-патриотические лагеря, клубы непонятной направленности, где молодых парней и девчат в лесу обучают навыкам боевых действий, альпинизму, приемам диверсионно-разведывательных групп. Кто и как проводит такие занятия? Какую идеологию они несут? Есть ли у этих инструкторов педагогическое образование, знают ли они психологию? Подростку с его незрелой, неустойчивой психикой можно много чего внушить. И бесконтрольное увлечение внешними атрибутами, учебным оружием, наклейками, нашивками, татуировками часто влечет очень нехорошие последствия. Ведь научить пацана стрелять из автомата — дело нехитрое. Но где он потом применит свои навыки? Зафиксировано много случаев, когда натасканные в многочисленных тренировочных лагерях молодые парни пополняют ряды “легионеров” в горячих точках.

Я глубоко убежден, что обучение и воспитание детей не должны делегироваться исключительно в руки общественных организаций и сомнительных волонтеров, будь они хоть трижды энтузиасты и патриоты. Хотя сейчас и принято охаивать все советское, там все-таки было много хорошего. И проблемам патриотического воспитания в СССР всегда уделялось особое внимание. Обучение в школах, профессионально-технических училищах, техникумах не мыслилось без уроков начальной военной подготовки, военно-спортивных игр, военно-технических кружков, секций и так далее.

К сожалению, все это оказалось утрачено. В стране более 2,5 тысячи средних школ, и в них лишь около 500 ставок учителей допризывной подготовки. Причем более половины этих учителей не имеет представления о военной службе. В связи с этим я предлагаю восстановить начальную военную подготовку, для чего следует внести соответствующие изменения в законодательство. Надо вернуть в школы офицеров запаса, возродить учебно-материальную базу. Хорошо зарекомендовал себя опыт создания центров допризывной подготовки в Минске и Гомельской области. Каждый такой центр объединяет учащихся нескольких средних учебных заведений. Эту форму подготовки следует внедрить во всех областях. Возможно, есть смысл принять госпрограмму патриотического воспитания.  

Частично у нас все это разработано, но исполнение почему-то отдали на откуп Министерству образования. В одиночку оно не справится, необходимо подключать силовые структуры, чтобы под их методическим контролем осуществлялись мероприятия военно-патриотической направленности.

Все войны и конфликты последних десятилетий демонстрируют реализацию внешних угроз через внутренние источники. “Взорвать” же крепкое, стабильное государство изнутри невозможно. Гарантом этой стабильности были и остаются моральный дух общества, его единство, сплоченность и патриотизм. И воспитывать эти ценности должны профессионалы, уполномоченные на то государственные органы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter