За прошлый год в агрокомплексе Ивановского района удвоили прибыль

Правила умножения прибыли

О сельхозпроизводстве как о бизнесе мы начали говорить лет пять назад. И это закономерно: сначала при поддержке государства надо было существенно увеличить выход валовой продукции. Аграрии с успехом справились с этой задачей, но вот экономика сельхозпроизводства в целом и сегодня заметно прихрамывает. Тому есть конкретные объективные и субъективные причины, но показательно другое. Более половины от общего количества сельхозпредприятий отнюдь не хромоножки, да и районы по эффективности заметно отличаются. Почему, спрашивается, одни, подсчитывая чистую прибыль, думают о развитии, другие ломают головы, какие дыры затыкать в первую очередь?

Если мы говорим об агробизнесе, здесь главные, говорящие показатели — прибыль, рентабельность по конечному финансовому результату, выручка на одного работника. Так вот, в агросекторе Ивановского района за прошлый год по сравнению с предыдущим чистая прибыль увеличилась более чем в два раза – свыше 14 280 тысяч рублей, удвоилась и рентабельность по конечному финансовому результату – более 16 процентов. Такими же темпами сработали в январе—мае нынешнего: чистая прибыль по сравнению с таким же периодом 2017-го выросла на 1653 тысячи рублей, до 5470 тысяч.

Директор ОАО «Машеровский» Геннадий УСТИМЧУК

А начинается все с той самой азбуки сельхозпроизводства – технологии и дисциплины. Район — победитель областного смотра машинных дворов и подготовки базы по ремонту и обслуживанию сельхозорганизаций для работы в зимних условиях. Один из лучших в производстве семян многолетних трав. В ряде хозяйств изменили подход к выращиванию нетрадиционных культур. Так, в акционерном обществе «Достоево» возделывают подсолнечник, унитарное предприятие «Молодово-Агро» выращивает довольно редкую кормовую культуру — сильфию пронзеннолистную. Расширены площади озимой сурепицы, суданской травы. Поэтому обеспеченность животноводства собственным белком здесь не пустой звук. Недаром район по производству молока в регионе входит в семерку лучших, а в республиканском рейтинге по продуктивности коров занимает 10-ю позицию среди 118 районов страны. Что касается качества, то 67 процентов реализованного молока идет «экстрой». Некоторые хозяйства, такие как УП «Молодово-Агро», ОАО «Достоево» и «Агро-Мотоль», получают ее 100 процентов.

Собственно, эта тройка хозяйств не первый год в числе сильнейших в республике. Но в районе немало предприятий, которые, может, и не доят по 10 тонн молока от коровы, но по эффективности производства не уступят флагманам.

Среди них – ОАО «Машеровский». Здесь рентабельно все, чем занимаются. Кроме мяса. Но это, как известно, отдельный разговор. Так вот, рентабельность производства зерна — 28,7 процента, рапса — 30,6, сахарной свеклы — 21, молока — 52,6 процента. За год средний удой от коровы — 7191 килограмм, «экстра» — 67 процентов. За январь—май в среднем от коровы получили по 3083 килограмма, а товарное молоко генерирует выручку круглый год. За пять месяцев сработали с чистой прибылью свыше 340 тысяч рублей.

ПОНЯТНО, что высокие надои и 800-граммовые привесы просто так не даются. Директор «Машеровского» Геннадий Устимчук, инженер по образованию, в технологиях разбирается не хуже зоотехников. Вплоть до тонкостей психологии.

— Все, что нужно для получения молока, — это обеспечить комфорт для животных и ежедневно исполнять технологию, — говорит Геннадий Антонович. — Можно ли от коровы ждать высоких надоев, если поилка зимой замерзла? А сколько и какое молоко может давать больное животное? Какова была бы производительность труда людей в таких условиях? Корова — это живое существо, и эффективность ее «работы» так же зависит от окружающих условий, как и производительность труда человека. Хотя это животные коллективные, но и они конкурируют друг с другом за доступ к ресурсам, например к месту раздачи кормов и местам для отдыха. Подобная конкуренция может привести к стрессу. Есть, к примеру, коровы понаглее, поэтому тихоне, которая дает много молока, меньше достанется концентрированных кормов и так далее.

Директор «Машеровского» не без гордости рассказывает об особенностях доильной системы. Кроме всех компьютерных систем учета и контроля здесь применена совершенно другая технология доения. Ее преимущество перед традиционными системами в том, что она полностью имитирует поведение теленка, сосущего корову, этим достигается максимальная отдача молока, в целом дойка проходит в щадящем режиме.

Модернизация производства – это не просто замена устаревшего технологического оборудования на новое, не простое движение по уже наезженной колее. Геннадий Устимчук считает, что для получения нужного результата порой и скупиться не стоит. Главное – просчитать затраты.

Да, деньги здесь считать умеют. В своем мини-цехе делают комбикорм, удешевляя себестоимость на 40 процентов. Для высокоудойных коров покупают премиксы. «Дорогие, правда, но если хочешь иметь результат, нужно вложить деньги», — убежден руководитель.

Как известно, в структуре затрат корма занимают почти 47 процентов. Это много, поэтому в хозяйстве многолетние травы, которые намного дешевле кукурузы, занимают 17 процентов посевов. Три года назад перешли на люцерну и клевера.

— Все-таки люцерна довольно дорогое удовольствие, — рассуждает директор. – Сегодня тонна семян стоит 9400 рублей. Хотя это и минимальные затраты. Культура у нас растет 5—7 лет. Зря, кстати, говорят, что она не приживается на торфяниках. Везде растет. Да, первые 2—3 года она будет в чистом виде, затем уплотни — 15—20 килограммов семян на гектар — и снова используй, потом перепаши — какая тут проблема? Трамбуем в 18 сенажных траншей, сделанных своими силами. Вообще ничего не покупали, брали бетонные плиты с разборки старых зданий. Все делают свои строители, все за свои деньги. Кредиты не берем. Кроме льготных, на топливо: почему бы не взять под три процента при инфляции в пять?

Экономика экономикой, но высокие надои может дать только здоровое животное, и желательно не за одну-две лактации. Наша общая проблема – выбытие скота и максимум три лактации. У директора «Машеровского» подход к этой проблеме рациональный:

— Корова — животное, которое молока должно дать ровно столько, чтобы выкормить теленка. Максимальный срок, пока теленок будет с ней, — три месяца. 10 килограммов в день, 300 килограммов в месяц, тонна за лактацию. Все, ей больше не надо. Мы сегодня получаем 8 тонн от коровы. Но это уже своего рода генетически преобразованное животное, которому ввели какие-то препараты, начали раздаивать, чтобы получить отдачу. И что, мы влезли в организм животного и желаем, чтобы она была всю жизнь здорова? Да никогда она такой не будет! Мы ее кормим высокоэнергетическими кормами и добавками. Конечно, надо прикладывать все возможные, а порой и, на первый взгляд, нетрадиционные меры для сохранения ее здоровья. Я был в Германии и увидел, что у них на ферме коровы стоят на песке. Я тоже своих так поставил. Почему? Снимается проблема болезней копыт.

Председатель Республиканского комитета профсоюза работников АПК НиколайЛАБУШЕВ(справа) на чествовании коллективаУП«Молодово-Агро» с заместителем директора по животноводству Людмилой МЕЛЬНИК и заведующим МТФ «Молодово» Виктором ТОЧКАРЕМ.

— Вы считаете, что мягкая подстилка хуже песка?

— Дело в другом: каждая технология должна помогать жить и работать. Я работаю по такой технологии, кто-то по другой. И я, и другие правы. Главное, повторюсь, на деле видеть, что приносит результат, а что вредит. Все стоит денег.

Слушая руководителя хозяйства, подумала: как ни крути, агробизнес — один из самых рискованных. Сегодня практически все, что приходится закупать аграриям, привязано к курсу доллара: средства защиты, белковое сырье, ветпрепараты. А продукцию — молоко, зерно, мясо — продают по твердым закупочным ценам в рублях, многие из которых на протяжении нескольких лет могут оставаться неизменными. Семена тоже недешевые. А ведь чудес не бывает, землю не обманешь. Не дал ей того, что должен, — не получишь результата. А накормил, защитил, семена качественные заложил, обеспечил уход — будет урожай. Хотя стопроцентной гарантии даже в этом случае никто не даст. Кто по весне знает, что осенью пожнет? А тут бесконечное – показатели наращивай, издержки снижай. Но ведь есть некий предел, когда рентабельность начинает падать, снижается и прибыль. В животноводстве, например, чем выше удой от коровы, тем больше  затрат. Директор «Машеровского» просчитал уровень предельной планки, который дает высокую (57 процентов) рентабельность, — 7—8 тонн от коровы. В каком-то хозяйстве это может быть 10—11 тонн, а где-то меньше. «Понятно, всем нужно производить больше молока и мяса, зерна и технических культур. Но рентабельность снижать нельзя, показатель должен быть оптимальным», — считает руководитель ОАО «Машеровский». Тогда кассы хозяйств наполнятся чистой прибылью, а кошельки сельчан – хорошими зарплатами.

germanovich@sb.by

Фото с сайта «Брестский калейдоскоп» и  газеты «Янаўскі край»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter