Мы интересны всем
Беларусь — страна относительно небольшая, влияние на мировую экономику соответствующее. По крайней мере, пока. Но, наверное, в чем-то мы себя недооцениваем. Судите сами. При вступлении в ВТО по каждой стране создается рабочая группа. В нее по своему желанию и усмотрению входят все действующие члены организации, у которых есть некие интересы в отношениях с государством-«абитуриентом». Так вот, в нашу рабочую группу вошли представители 47 (!) держав. Неожиданно большое внимание.Да, вот такие мы: пока не слишком заметные, но с огромной перспективой. Преференции и обязательства в ВТО определяются не на год, не на два, а на десятилетия и даже дольше. Учитывая наше географическое положение, вхождение в систему евразийской интеграции и развивающиеся отношения с Европейским союзом, оказалось, что у такого большого количества государств мы вызываем интерес. Если не в моменте, то на перспективу.
Для белорусской экономики в целом хуже от вступления в ВТО не будет. В конце концов, наши основные торговые партнеры уже в организации.
Кстати, ВТО признала нас развитой страной. Впрочем, как Россию, Казахстан и других наших соседей. Сложно сказать, радоваться такому статусу или нет. С одной стороны, приятно: некоторые наши достижения признаны на международном уровне. С другой — быть развивающимся государством по ряду позиций выгодно. Например, та же поддержка сельскому хозяйству допускается не 5 процентов, а 10. Но ВТО — организация гибкая, немолодая и весьма противоречивая по некоторым подходам. Почти в незапамятные времена, когда она только создавалась, еще в 1947 году страны ранжировали. В прошлом веке, вполне объективно и справедливо, развивающимися были признаны нынешние, например, «азиатские тигры». С тех пор они и пользуются своим положением. Хотя Китай, Сингапур и Южная Корея уже превратились в центры мирового экономического развития.
По этому поводу ведутся долгие, иногда бурные и бесплодные, дебаты. По сути своей почти бесполезные, так как признаки развитой и развивающейся страны в учредительных документах торговой организации не прописаны. Соответственно, эти термины каждый может понимать по-своему, исходя из национальных интересов. Поэтому внедрили практику вообще не разделять новых членов по рангам и званиям. Впрочем, изначальная пластичность ВТО позволила через другие механизмы учитывать интересы более слабых в глобальном пространстве государств. Тот же Казахстан «выторговал» себе промежуточную позицию по поддержке сельхозпроизводителей — 8,5 процента. В любом случае, Беларусь — развитая страна. И через год-два этот статус может быть признан официально вместе со вступлением страны в ВТО.
Хуже не будет
На семинаре, посвященном вхождению во Всемирную торговую организацию, звучали вопросы: а что случится после 2020 года? Как членство в ВТО отразится на тех или иных отраслях? А на благосостоянии людей?Начальник отдела ВТО и унификации торговых режимов управления внешнеторговой политики Департамента ВЭД МИД Ольга Казакевич заверила: хуже точно не будет. Хотя призналась: для выработки консолидированной переговорной позиции пришлось потрудиться внутри страны. Ведь многие вопросы лежат в разрезе взаимоисключающих отраслевых интересов. И привела пример со страховым сектором. Конечно, местные профильные компании настороженно воспринимают перспективу открытой конкуренции со всем миром. С другой стороны, приход крупных международных игроков удешевляет услуги и расширяет их спектр. Большой плюс для промышленного сектора. Особенно в части развития экспорта. Тем не менее вроде бы оптимальный баланс удалось найти. На подробностях представитель МИД останавливаться не стала. Видимо, тема очень длинная.
Но очевидно: для белорусской экономики в целом хуже от вступления в ВТО не будет. В конце концов, наши основные торговые партнеры уже в организации. И нам приходится играть по ее правилам на экспортных рынках. А вот защищать свои права через инструменты ВТО мы не можем. «Приходится идти и просить», — объясняет Ольга Казакевич. Иногда нам идут навстречу. Например, ЕС отменил квоты на поставку текстильной продукции: задел на будущее, ибо по различным причинам наш экспорт был далек от ограничительной планки.
Вместе с членством повысится и возможность защиты своих интересов через механизмы ВТО. Поэтому дискриминационных барьеров на зарубежных просторах для наших товаров, по идее, должно стать меньше. Возможно, они и полностью исчезнут. Все-таки, несмотря на некоторый кризис, ВТО остается организацией авторитетной и ее требования большей частью выполняются.
Еще один немаловажный плюс: ревизия национального законодательства с точки зрения международной практики. «Национальные регуляторы любят резать: отсек проблему — и она исчезла. ВТО запрещает резать: заставляет лечить проблемы», — образно выразилась Ольга Казакевич.