Уже через год наша страна может вступить в ВТО - какие плюсы и минусы дает нам членство в этой организации

Правила торгового клуба

Когда и чем завершатся переговоры по вступлению страны во Всемирную торговую организацию, пока неизвестно. Уже заключили договоры с 20 государствами, с шестью торговыми партнерами переговоры еще идут. Они — ключевые для нас: Австралия, Бразилия, Канада, США, Украина и ЕС. Но оказаться через год-другой в числе полноправных членов ВТО вполне реально. Впрочем, путь в их ряды у нас получился длинным. В какой-то степени факт этот оптимистичный. Стремительность переговоров и совершения всех формальностей в определенной степени прямо пропорциональна значимости, которую торговое сообщество придает государству-кандидату.

Мы интересны всем

Беларусь — страна относительно небольшая, влияние на мировую экономику соответствующее. По крайней мере, пока. Но, наверное, в чем-то мы себя недооцениваем. Судите сами. При вступлении в ВТО по каждой стране создается рабочая группа. В нее по своему желанию и усмотрению входят все действующие члены организации, у которых есть некие интересы в отношениях с государством-«абитуриентом». Так вот, в нашу рабочую группу вошли представители 47 (!) держав. Неожиданно большое внимание.

Да, вот такие мы: пока не слишком заметные, но с огромной перспективой. Преференции и обязательства в ВТО определяются не на год, не на два, а на десятилетия и даже дольше. Учитывая наше географическое положение, вхождение в систему евразийской интеграции и развивающиеся отношения с Европейским союзом, оказалось, что у такого большого количества государств мы вызываем интерес. Если не в моменте, то на перспективу.

Для белорусской экономики в целом хуже от вступления в ВТО не будет. В конце концов, наши основные торговые партнеры уже в организации.
deiforbiz.ru

Кстати, ВТО признала нас развитой страной. Впрочем, как Россию, Казахстан и других наших соседей. Сложно сказать, радоваться такому статусу или нет. С одной стороны, приятно: некоторые наши достижения признаны на международном уровне. С другой — быть развивающимся государством по ряду позиций выгодно. Например, та же поддержка сельскому хозяйству допускается не 5 процентов, а 10. Но ВТО — организация гибкая, немолодая и весьма противоречивая по некоторым подходам. Почти в незапамятные времена, когда она только создавалась, еще в 1947 году страны ранжировали. В прошлом веке, вполне объективно и справедливо, развивающимися были признаны нынешние, например, «азиатские тигры». С тех пор они и пользуются своим положением. Хотя Китай, Сингапур и Южная Корея уже превратились в центры мирового экономического развития.

По этому поводу ведутся долгие, иногда бурные и бесплодные, дебаты. По сути своей почти бесполезные, так как признаки развитой и развивающейся страны в учредительных документах торговой организации не прописаны. Соответственно, эти термины каждый может понимать по-своему, исходя из национальных интересов. Поэтому внедрили практику вообще не разделять новых членов по рангам и званиям. Впрочем, изначальная пластичность ВТО позволила через другие механизмы учитывать интересы более слабых в глобальном пространстве государств. Тот же Казахстан «выторговал» себе промежуточную позицию по поддержке сельхозпроизводителей — 8,5 процента. В любом случае, Беларусь — развитая страна. И через год-два этот статус может быть признан официально вместе со вступлением страны в ВТО.

Хуже не будет

На семинаре, посвященном вхождению во Всемирную торговую организацию, звучали вопросы: а что случится после 2020 года? Как членство в ВТО отразится на тех или иных отраслях? А на благосостоянии людей?

Начальник отдела ВТО и унификации торговых режимов управления внешнеторговой политики Департамента ВЭД МИД Ольга Казакевич
заверила: хуже точно не будет. Хотя призналась: для выработки консолидированной переговорной позиции пришлось потрудиться внутри страны. Ведь многие вопросы лежат в разрезе взаимоисключающих отраслевых интересов. И привела пример со страховым сектором. Конечно, местные профильные компании настороженно воспринимают перспективу открытой конкуренции со всем миром. С другой стороны, приход крупных международных игроков удешевляет услуги и расширяет их спектр. Большой плюс для промышленного сектора. Особенно в части развития экспорта. Тем не менее вроде бы оптимальный баланс удалось найти. На подробностях представитель МИД останавливаться не стала. Видимо, тема очень длинная.

Но очевидно: для белорусской экономики в целом хуже от вступления в ВТО не будет. В конце концов, наши основные торговые партнеры уже в организации. И нам приходится играть по ее правилам на экспортных рынках. А вот защищать свои права через инструменты ВТО мы не можем. «Приходится идти и просить», — объясняет Ольга Казакевич. Иногда нам идут навстречу. Например, ЕС отменил квоты на поставку текстильной продукции: задел на будущее, ибо по различным причинам наш экспорт был далек от ограничительной планки.

Вместе с членством повысится и возможность защиты своих интересов через механизмы ВТО. Поэтому дискриминационных барьеров на зарубежных просторах для наших товаров, по идее, должно стать меньше. Возможно, они и полностью исчезнут. Все-таки, несмотря на некоторый кризис, ВТО остается организацией авторитетной и ее требования большей частью выполняются.

Еще один немаловажный плюс: ревизия национального законодательства с точки зрения международной практики. «Национальные регуляторы любят резать: отсек проблему — и она исчезла. ВТО запрещает резать: заставляет лечить проблемы», — образно выразилась Ольга Казакевич.

Приток инвестиций

Сложно сказать, насколько после вхождения в ВТО нам будет проще прорываться на чужие рынки, но инвестиционный климат обязан улучшиться. Членство «стимулирует приток иностранных инвестиций и технологических знаний. Сигнализирует инвестору об институциональных реформах и транспарентности экономики», — отметила Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании Фионна Гибб. Словом, страна становится более понятной и предсказуемой. В том числе для транснациональных корпораций с точки зрения возможности выхода с продукцией в другие страны. Инвестор сразу понимает, на что он может рассчитывать с белорусским предприятием в международной торговле. А если кто-то не будет выполнять международное законодательство, то у крупных компаний всегда найдется возможность нанять маститых юристов и решить все проблемы. По мнению некоторых экспертов, относительно недавнее повышение рейтинга Беларуси в классификации ОЭСР в какой-то мере также связано с позитивным продвижением переговоров по вступлению в ВТО. А имидж в современной экономике дорогого стоит.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter