Источник: Знамя юности
Знамя юности

Выпускница Анастасия Моисеева о том, как победить в предметной олимпиаде, научиться правильно писать слово «вокзал» и быть счастливой

Правила Насти в школе и жизни

Она играет на гитаре, настроена на золотую медаль и коллекционирует победы в предметных олимпиадах. Мы пообщались с 11-классницей средней школы № 10 Светлогорска Анастасией Моисеевой, которая планирует провести студенческие годы в Минске, внести вклад в науку и усовершенствовать городскую среду.


Стихи с рождения


За 11 лет в школе Настя стала настоящим специалистом в русском языке. Шутит, что это заслуга генов:

– Мама филолог по образованию. Первое стихотворение, которое я услышала, – «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского. Она продекламировала эти строки, как только ей принесли младенца. С этого все и началось.

Неудивительно, что к классике Настю приучили с раннего возраста. «Руслана и Людмилу» она прочитала года на четыре раньше, чем ее сверстники:

– Моя настольная книга – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Каждый год возвращаюсь к ней, перечитываю и открываю для себя что-то новое. Еще отметила бы антиутопию Дмитрия Глуховского «Метро 2033», которая перевернула мое мировосприятие и отношение к людям.

Параллельно с чтением формировалась грамотность, помогало врожденное чувство языка. Настя смеется, что больше ошибок на письме стала допускать, как только начала учить правила. Полного погружения в литературу не случилось, а вот строгой системой языка школьница была покорена. С четвертого класса она постоянно становилась победительницей заключительных этапов предметных олимпиад, сначала областных, а в старших классах уже республиканских. Три года подряд занимала призовые места в региональном конкурсе «Знай и люби русский язык». Дважды побеждала в олимпиадах Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Уже три года Настя – стипендиат специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. А в свободное время играет на гитаре:

– Музыкального образования нет, брала индивидуальные уроки. Играю для души, чтобы расслабиться и переключить мозг. Раньше признавала только рок, сейчас стала более лояльна к другим жанрам, открыла для себя хип-хоп.


К новым вершинам

Благодаря достижениям в олимпиадах Настя, уже можно сказать, студентка. Девушка выбрала Белорусский государственный университет и намерена покорить новые вершины:

– Важно все время находиться в тонусе и к чему-то стремиться. Человек без цели – полуживой. Хотелось бы остаться в науке, а может, стану писателем.


Состояться как личность и профессионал – пока основная задача Насти:

– Меня огорчает тот факт, что некоторые люди считают: место женщины на кухне и наше призвание – исключительно в воспитании детей. Все зацикливается вокруг детородной функции и того, что женщина – хранительница очага. Она такая же личность, как и мужчина. У нее тоже есть сознание, свой образ мыслей, она может раскрыть себя, не только рожая детей и ожидая мужа с работы.

– Важно все время к чему-то стремиться. Хотелось бы остаться в науке, а может, стану писателем

Настя уверена, что студенчество нужно провести в Минске. Если человек выживет в таком мегаполисе, разберется с ветками метро, подстроится под бешеный ритм, то выживет везде. А вот после учебы девушка хотела бы перебраться в более спокойный и маленький город. В уютный, но с развитой инфраструктурой:

– Взять наш Светлогорск – город молодой. Здесь много молодых семей, но с детьми сходить практически некуда. Раньше был парк, сейчас там нет даже скамеек. Наши прогулки ограничены набережной и торговым центром. Не хватает кинотеатра в самом городе, ездить в соседний агрогородок неудобно. Нет образовательных или арт-пространств.

Нет «воГзалу»!

Как преобразовать городскую среду, Настя пока не знает, зато план по школьным реформам уже в разработке:

– Я очень благодарна своей школе за все, но вижу многое, что хотелось бы изменить в системе образования. Прежде всего учащийся должен разбираться в предмете и понимать его самостоятельно. У детей стоит развивать логическое мышление, а не акцентироваться на зазубривании материала.


Не хватает, по мнению Насти, раннего профориентирования и ознакомительных экскурсий – по предприятиям и профессиям, чтобы школьники могли понять, к медицине у них душа лежит или, к примеру, созданию деревянной мебели. И конечно, понимает Настя, пора бороться с растущей безграмотностью, вот только не пустым заучиванием правил.

– Язык – строгая система, очень логичная и структурированная. Многие моменты можно усвоить, просто если уделить этому время. Дети заучивают словарные слова, а ведь если чуть-чуть углубиться в историю языка, все можно легко объяснить. Я, например, слово «вокзал» писала через букву «г», пока не узнала его этимологию. В XVII веке некая англичанка Джейн Вокс владела под Лондоном парком и помещением для увеселений. Первоначальное значение сложного слова Vauxhall – дом, зал, принадлежащий Вокс. Если объяснить ребенку русский язык с этой точки зрения, то он в будущем не будет допускать глупых ошибок.


А что Настя думает о счастье? Помимо общих вещей вроде мира во всем мире, школьница уверена, что счастье заключается в том, чтобы рядом были понимающие люди, которые тебя слышат, с которыми можно найти общий язык.

– Взрослеть не страшно. Для меня взросление – открытие новых дверей, новых возможностей, которые раньше были недоступны. И это интересно!

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter