Из редакционной почты

Правила, написанные кровью

Уже более 50 лет я за рулем. Много лет сам учил шоферов. Но и сегодня не могу спокойно смотреть на такое отношение к гибели людей в ДТП: «Жалко, конечно, но что поделаешь. Авось со мной и близкими этого не случится». Те, к кому пришло такое горе (у меня брат погиб в ДТП), думают иначе. Очень надеюсь, что эти люди поддержат мое беспокойство сегодняшним состоянием безопасности дорожного движения.


В последнее время стало больше внимания уделяться подготовке водителей. Вместе с повышением качества и изменением порядка приема экзаменов в ГАИ следует повысить ответственность конкретных лиц, принявших экзамены и выдавших удостоверение водителя, чтобы исключить, что документ попадет в руки случайным людям. Сегодня, когда совесть стала рыночным товаром, подход «кинул баксы — и права в кармане» стал показателем крутизны. Извините за крайность, но это похоже на торговлю оружием, ведь автомобиль — источник повышенной опасности — превращается в неумелых руках в орудие убийства.

Нельзя обойти и вопрос переподготовки водителей с большим стажем, порой не знающих изменений ПДД. Оторопь берет, когда при одновременном левом повороте на равнозначном перекрестке водитель встречного автобуса в нарушение п. 65.1. ПДД пытается объехать тебя слева. Раньше любой инспектор ГАИ имел право забрать у такого удостоверение и отправить на пересдачу знаний ПДД, решая таким образом проблему переподготовки. Сейчас проявляем либерализм. И сами работники ГАИ нуждаются в повышении квалификации. Она сведена к самоподготовке с последующей периодической пересдачей экзамена. Как бывший преподаватель скажу, что гораздо эффективнее были бы периодические занятия с привлечением преподавателей передовых автошкол.

И, вообще, простите за смелость, преподаватели знают ПДД лучше их разработчиков, видя все их недоcтатки. А значит, преподавателей нужно активнее привлекать к разработке ПДД и программ подготовки водителей.

Во многом безопасность на дороге зависит от поведения участников движения. Оказавшись за рубежом, мы восхищаемся, как терпеливо ведут себя водители, которым приезжие случайно перегородили дорогу. Такое отношение только на курсах водителей не воспитаешь. Хотя немало уже в этом плане на наших дорогах хорошего. Однажды я оказался в роли провожатого при поездке из Москвы в Минск, и нас остановил инспектор ГАИ в Борисове. Проверив документы, пожелал счастливого пути. Москвичи были удивлены: наши бы так не отпустили. Эх, если бы еще работа ГАИ носила в первую очередь предупредительный характер!

Скажете, разметка — мелочь? Вспомним обстоятельства гибели П.М.Машерова. Правительственный кортеж летел посредине дороги. Навстречу двигались два грузовика. Водитель переднего увидел сигналы сопровождающей кортеж оперативной машины и, как того требуют ПДД, принял вправо и остановился. Водитель заднего грузовика, не поняв этот маневр, стал объезжать его и на середине дороги столкнулся с «Чайкой»  Машерова. Если бы кортеж, как того требуют ПДД для простых смертных, двигался по правой стороне дороги, то пути его и грузовика не пересеклись бы. Нельзя забывать, что жизнь людей такого уровня принадлежит обществу и они не имеют права рисковать ею. Право отступать от ПДД нужно оставить только оперативным транспортным средствам со специальной окраской и специальными люстрами на крыше и только когда это действительно необходимо.

Конец марта. На улице Кижеватова в Минске столкнулись грузовик ЗИЛ и Renault Logan.
Три человека из легкового автомобиля были доставлены в больницу.
Фото  МЧС.

Надеюсь, читатели активно подключатся к обсуждению моих предложений. В дополнение к тому, что уже высказано, предлагаю вернуть право инспектору ГАИ изымать удостоверение водителя за грубые нарушения ПДД и отправлять его в установленном порядке на пересдачу. Право отступать от некоторых пунктов ПДД оставить только оперативным машинам со специальной окраской и специальными люстрами на крыше и только при необходимости. Если оранжевый маячок предупреждает об опасности, исходящей от транспортного средства, на котором он установлен, то синий маячок, наоборот, должен требовать от других участников дорожного движения обеспечения безопасности транспортному средству с включенным синим маячком. И только. Время покажет неизбежность этого предложения.

Как бывший преподаватель разделяю обеспокоенность «СБ» низким качеством подготовки курсантов. Экзамен в ГАИ остался практически единственным, который еще можно назвать экзаменом в полном смысле слова. Поэтому у многих курсантов и зашкаливает волнение. Но те, кто занятия не пропускает, с интересом учатся, засыпая преподавателя вопросами, сдают экзамен с первого раза. Пусть их будет четверть группы, но это справедливо. Не надо искать оправдания несдавшим курсантам, вешая всю вину за это на автошколу.

И система подготовки водителей имеет много недостатков. Мы говорим о самой массовой категории «В». Во–первых, программа и предлагаемая учебная литература написаны людьми, не имеющими достаточной практики. Во–вторых, к сожалению, и мастера не все добросовестно относятся к своим обязанностям. В–третьих, почему–то из обязательного перечня учебных пособий исключен автотренажер, которым мог бы пользоваться не только мастер, но и преподаватель. И, наконец, если по предмету «Основы управления и безопасность движения» хотя и с недостатками, но есть литература, то по «Устройству и эксплуатации автомобиля» нет ничего, что может понадобиться в практике, кроме кратко изложенного устройства автомобиля. Лучше это время отдать на изучение неисправностей, угрожающих безопасности движения, мер по их предупреждению и действий водителя при их обнаружении. ПДД запрещает движение при некоторых неисправностях, а что дальше делать, нигде не сказано.

Борис МЫЛЬЦЫН.

Толочин.

Советская Белоруссия № 63 (24945). Среда, 6 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter