Правила корректного счета

124 налоговых платежа, для расчета которых понадобится 11.88 часов в год (7 месяцев), а сумма составит 144 процента от прибыли компании. Такой представили нашу налоговую систему Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, разместив на последнем, 178–м, месте в международном рейтинге...
124 налоговых платежа, для расчета которых понадобится 11.88 часов в год (7 месяцев), а сумма составит 144 процента от прибыли компании. Такой представили нашу налоговую систему Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, разместив на последнем, 178–м, месте в международном рейтинге. Кстати, недалеко ушли Украина (177–я позиция) и Россия (130–я). Любопытства ради мы решили и сами себя просчитать по предложенной схеме. Может, и правда налоговая нагрузка, как говорится, ни в какие ворота.

Начнем с количества платежей. Из интервью, данных представителями головного офиса Всемирного банка в Вашингтоне, следует, что эксперты насчитали 10 видов налогов, которые в 2006 году ежемесячно и 1 ежеквартально уплачивала средняя организация в Минске. Отсюда — 124 платежа. Что имеем на деле? В 2006 году в Минске работало немногим более 31 тысячи фирм и компаний. Практически все платили налоги на прибыль, добавленную стоимость и отчисления с выручки. 85 процентов пополняли фонд содействия занятости населения и местный бюджет (сбор на инфраструктуру), три четверти — рассчитывали налог на недвижимость и подоходный. Меньше половины финансировали экологические мероприятия и каждый десятый перечислял налог на землю. Конечно, имеются и другие виды платежей. Оффшорный сбор, например, налог на доходы иностранных организаций, банков, от осуществления лотерейной деятельности и т.д. Но они слишком специфичны, чтобы принимать их во внимание, определяя среднее, то есть типичное количество налогов. Таким образом, если учесть взносы в Фонд социальной защиты, то среднестатистическая минская компания сделала 8 ежемесячных платежей, 1 квартальный (налог на недвижимость) и 1 годовой (на землю). Это 101 платеж, но никак не 124!

Теперь давайте замолвим словечко о «каторжном» положении наших бухгалтеров, занятых подсчетом налогов 7 месяцев в году. В таком случае 5,5 тысячи минчан достойны Книги рекордов Гиннесса: у них по 14 и более рабочих месяцев в году. Именно столько бухгалтеров неплохо управляются одновременно с делами двух и более организаций. А если оставить иронию, то после изучения вопроса мы убедились: для заполнения вручную (чего, замечу, в век всевозможных компьютерных программ уже практически никто не делает) 93 ежемесячных расчета (налог на недвижимость и отчисления в Фонд соцзащиты — ежеквартальные, земельный налог платится раз в год) бухгалтеру необходимо 28 рабочих дней. То есть в 6 раз меньше, чем показалось экспертам из–за рубежа.

Сложнее оценить налоговую нагрузку. Хотя этот термин весьма распространен, ни в отечественной, ни в мировой финансовой науке нет ясности, что же должно быть в числителе (то есть какие налоги следует учитывать) и в знаменателе (к чему их относить) дроби. И понятно, среднестатистическая нагрузка будет существенно отличаться от той, которую испытывает на себе конкретное предприятие. Мы предлагаем сравнить начисленные налоги и выручку от реализации продукции.

По данным мониторинга, проведенного Министерством по налогам и сборам в 2006 году, уровень налоговой нагрузки крупных бюджетообразующих предприятий в различных отраслях экономики составил в среднем 17 процентов. Как видим, цифра еще очень далека от «кривой Лаффера». Напомню, профессор экономики из университета в Южной Калифорнии подсчитал: изъятие в бюджет более 30 процентов доходов предприятий приводит к падению поступления налогов. Ничего подобного в Беларуси не происходит.

Не совсем корректно подгонять под одну гребенку системы налогообложения, а также уровень налоговой нагрузки в различных странах еще и вот почему. В государствах, богатых ресурсами земельных недр, есть неналоговые источники пополнения бюджета за счет добывающей промышленности. Если их отнять, то для латания образовавшейся солидной дыры им придется срочно искать дополнительные источники налоговых поступлений. Не стоит забывать и о социальной направленности бюджета белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов обусловлена комплексом социальных гарантий: бесплатным образованием, здравоохранением, развитой системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе и постсоветского пространства, выглядят некорректно.

(Статья публикуется в дискуссионном порядке.)

Василий КАМЕНКО, заместитель министра по налогам и сборам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter