![](/upload/iblock/9da/9da82dbb4b0cdcd5d0ab033e877736c9.jpg)
Количество — в качество
— Минской региональной таможней успешно реализовано несколько экспериментов: в частности, удаленный выпуск товаров, таможенниками осуществляются отдельные функции пограничной службы. Совершенствование работы таможни продолжится?
![](/upload/iblock/c62/c621f2141f2e3fb502e59e3968792ab9.jpg)
— Какие результаты продемонстрировал эксперимент с навигационными пломбами?
— Обычная свинцовая пломба на витой проволоке — технология прошлого века. В современном мире она уже не может свидетельствовать, что никто не проникал в грузовой отсек автомобиля. Гораздо эффективнее навигационный прибор с GPS-передатчиком, с помощью которого можно полностью контролировать передвижение машины. Если контур нарушается, прибор автоматически генерирует сигнал, который поступает к нам. Применение навигационных пломб повысит безопасность транзита и снизит вероятность нарушений, подмены товара. Сейчас мы проверяем технологическую работоспособность системы, тестируем ее с перевозчиками и получателями, которые согласились принять участие в эксперименте. Да, такая пломба стоит дороже, но ведь она многоразовая. Переоборудование замков грузовых отсеков не требуется. Тем не менее массового перехода на такие средства контроля пока нет. Обязывать пользоваться ими мы в ближайшее время не будем.
![](/upload/iblock/aed/aed801ece1b5be337f4ddb524d85267b.jpg)
— Как обстоят дела с экспортными грузами?
— Все этапы совершаемых операций настолько тщательно отработаны, что время, затраченное на контроль таможенной декларации по экспорту, в 78 процентах случаев не превышает 5 минут. Тем не менее случается выявлять существенные нарушения вплоть до попыток внешнеторгового мошенничества. Например, вывозимое сырье облагается вывозными таможенными пошлинами и его пытаются выдать за готовую продукцию, которая не облагается пошлиной. Бывает, пресекаем попытки вывоза товаров двойного назначения — это те, которые могут использоваться не только в мирных целях. Как успеваем проконтролировать за 5 минут? Это значит, контроль начинаем еще до того, как таможеннику подали декларацию, и он, используя наши информационные системы и собственный опыт, анализирует заявленные сведения. Тогда можно предугадать, в отношении каких именно поставок наиболее вероятны махинации. Если область риска определена, в течение пяти минут с момента подачи декларации можно принять необходимые меры, чтобы не допустить незаконного перемещения товара через границу.
И без семи морей
— Оцениваются ли ваши усилия бизнес-сообществом?
— Согласно рейтингу Doing Business 2020 наша страна заняла 24-е место по критерию «Международная торговля», который в значительной степени зависит от работы таможенной службы. Это комплексная оценка отношения бизнес-сообщества к качеству таможенного администрирования, его удобству. Учитываются транзитная привлекательность, скорость оформления и даже психологическое отношение к таможенной службе в целом. Эксперты считают, что стране, которая не имеет выхода к морю и портов, занять в этом рейтинге по данному критерию место выше 30-го практически невозможно. Но мы добились этого за счет технологических инноваций, а также благодаря таможенному законодательству, которое фактически было написано бизнесом при определенной консультативной поддержке таможенной службы. Для сравнения: Армения находится на 43-м месте, Кыргызстан — на 89-м, Россия занимает 99-ю строчку, Казахстан — 105-ю.
![](/upload/iblock/57b/57bd6abc7d53ca1fbd79be4554f68a19.jpg)
— С нового года частных лиц ожидает некоторая либерализация в сфере таможенного налогообложения. Какая именно?
— С 1 января 2020 года исключается такое понятие, как «неделимый товар». Это любая единица товара для личного пользования, вес которой с учетом заводской упаковки превышает 35 килограммов, разделить его без изменения назначения невозможно. Объясню на примере стиральной машины, которая весит, скажем, 40 килограммов. Сейчас при ее ввозе из-за границы таможенная пошлина насчитывается в размере 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за килограмм. С нового года же будем рассчитывать пошлину, исходя из общей нормы ввоза — 25 килограммов на сумму 500 евро. Таможенные платежи начислим только в части превышения, то есть на 15 лишних килограммов. Это значительно удешевит оформление крупногабаритной покупки.
Кроме того, в два раза уменьшается ставка таможенной пошлины при превышении нормы беспошлинного ввоза товаров в посылках из-за границы — 15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за килограмм вместо ныне действующей ставки в 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за килограмм. В остальном же нормы, регулирующие вес и стоимость международных почтовых отправлений, изменений не претерпели: беспошлинно можно разово получить товар стоимостью не более 22 евро и весом не более 10 килограммов, при этом месячная норма составляет не более 200 евро и весом не более 31 килограмма, независимо от числа отправлений.
![](/upload/iblock/a7a/a7a51261cc0d9ec5c56fdc9ff8be7e25.jpg)
— Уменьшатся поступления в бюджет…
— Сама по себе таможенная служба не является источником пополнения бюджета. Она только контролирует, чтобы это делали субъекты хозяйствования. Рост поступления в бюджет таможенных платежей возможен, когда качество таможенного администрирования находится на надлежащем уровне. Комфортность ведения внешней торговли должна быть такой, чтобы бизнес хотел здесь работать сегодня, а главное — завтра, когда все понятно, прозрачно, предсказуемо и удобно. Тогда и поступления будут нарастать.
nevmer@sb.by