Как сегодня должны складываться отношения «ученик — учитель»?

Правила хорошей учебы

В Министерстве образования разработали свод этических правил для учителей. Проект вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 1 марта. Документ разбили на блоки, и содержит он не только модель поведения учителя и ученика, но и внутриколлективные правила. Учителям порекомендовали спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки, стремиться к бесконфликтному разрешению любых спорных вопросов. Педагог не имеет права размещать в интернете информацию, которая может навредить, быть тенденциозным, публично критиковать ребенка и его законных представителей. Неприемлемо никакое насилие, включая моральное. Как сегодня должны складываться отношения «ученик — учитель» — об этом рассуждают наши эксперты.


Уважительная причина


В новостных лентах время от времени появляются истории о конфликтах в школе. Они вызывают резонанс. Но проблема не только в том, как адекватно реагировать на происходящее, но и в том, чтобы глубже анализировать причины событий. Сегодня общественность обсуждает проект этических правил педагога, завтра переключится на другие вопросы. Содержательное наполнение кодекса можно применить к любой профессии. Если у человека четко выстроена нравственная система координат — не нужно прописывать, как ему поступить в конкретной ситуации.

Не боясь прослыть неким ретроградом, хотела бы сказать, что советское образование было четко выстроено и структурировано. Главное в нем было — организация качественного учебного процесса и, безусловно, воспитание детей, так как эти направления взаимосвязаны. Где я вижу точки преткновения в нынешней системе образования? Поясню на конкретных примерах.

Школа — не предприятие сферы услуг! ­Образование не может рассматриваться как товар, который нужно выгоднее продать. Учитель не должен превращаться в некий персонал, вынужденный подстраиваться под прихоть «клиентов» — родителей и учеников. А сегодня порой именно так и бывает. Поэтому для начала необходимо убрать из нашей лексики такие словосочетания, как оказание образовательных и тем более платных услуг. Не зря ­говорят: как корабль назовешь, так он и поплывет.

Второй момент. Следует установить четкие правила и обязанности для всех участников образовательного процесса: учитель — ученик, учитель — родители, учитель — администрация. Каждый должен нести ответственность за свои поступки и слова. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с элементарным неуважением. Вспомните, как было раньше. Когда учитель входил в класс, все вставали как один. Никому не надо было напоминать о таком проявлении уважения. Теперь же хорошо, если дети хотя бы на секунду оторвутся от смартфонов. Почему учитель потерял непререкаемый авторитет? И где тот разумный баланс между интересами педагога, школьников и их родителей? На мой взгляд, должен быть четко выстроенный механизм, контролирующий поведение всех участников образовательного процесса.

Третий момент. Мы все пытаемся подстроиться под западноевропейские стандарты, собирая по миру новые и новые заимствования. Как один из наиболее характерных примеров можно привести введение инклюзивного образования в обычной школе. В советское время с особенными детками занимались в специальных центрах. Каждому ребенку уделяли должное внимание не только учителя, но и психологи, дефектологи. Что мы видим сейчас? Огромные классы на 30 и более человек, где учитель не всегда может утихомирить всех, плюс нужно заниматься с особенными детьми. На Западе такие интегрированные классы небольшие — по 10—15 человек, где можно поработать с каждым ребенком. У нас нередко из-за поведения детей с особенностями развития на уроке возникают конфликты, и занятие срывается.

Думаю, важно повышать престиж профессии педагога. И для этого, считаю, нужно возродить конкурсный отбор в вузы. Сегодня многие поступают в педагогический, потому что больше никуда не могут поступить. Но, уверена, эту профессию должны выбирать наиболее подготовленные и мотивированные люди, которые идут в школу по зову сердца.

И последнее. На мой взгляд, необходимо проанализировать место и роль научно-методических центров, которые отвечают за повышение и подготовку квалифицированных учителей. Такие центры должны работать на опережение.

Валентина Леоненко, кандидат исторических наук, доцент

В интерактивную доску свой


Работа учителя — тяжелый труд. Особенно в младших классах, где так важно заложить систему ценностей. Мы же хотим, чтобы ребенок рос грамотным, культурным и умным. Я окончила Минский государственный педагогический институт, работала учителем физики и математики. Прекрасно понимаю, какую роль в жизни ребенка играет учитель. Нужно быть и политиком, и оратором, и психологом, и стратегом. Как выстраиваются отношения «учитель — ученик» в различных странах?

В Израиле ученики обращаются к учителю, не вставая из-за парты, по личному имени. С одной стороны, это мешает в воспитании, но с другой — показывает, каким общество видит расстояние между взрослыми и детьми. Фраза учителя «потому что я так сказал» там не действует. У детей есть право знать, а если нет, то им должны объяснить, почему. Если ребенок нагрубил учителю, это еще не значит, что ученик плохой. Нужно разобраться, почему произошла эта ситуация.

В Швеции родители никогда не позволят себе унизить учителя или повысить на него голос, соответственно и ученики не станут этого делать. В американских школах ребятам запрещено снимать на телефоны то, что происходит в классе во время урока. Даже если они это сделают, такое видео не будет иметь никакого веса в урегулировании конфликта.

Эксперты говорят, что у нас замечательное традиционное образование. Детям дают хорошие знания по учебным предметам. На Западе практикуется другой подход: не знаете теорему Герона — посмотрите в интернете.

Сегодня цифровая среда содержит в себе совершенно другие возможности и для детей, и для родителей, и для учителей. И то, что государство реализует задачу создания инфраструктуры цифровой образовательной среды, направляет туда ресурсы, очень важно для каждого участника процесса. В Беларуси планируют создать единую образовательную платформу. Ресурс будет полезен ученикам, родителям и педагогам. Это очередной шаг на пути к цифровой трансформации образования, ведь наша страна взяла курс на развитие ИT прямо из-за парты. Мировая экономика под влиянием новых технологий приобретает совершенно иной вид. Появляются новые отрасли, трансформируются традиционные ресурсы и механизмы. И в этом ключевую роль играет человеческий капитал. Беларусь всегда славилась своими людьми, а наше образование всегда ценилось на советском и постсоветском пространстве. Но в новых условиях необходимы принципиально другие подходы, которые позволят сохранить и развить этот статус.

Многие учителя активно применяют на уроках современные технологии. В классах висят интерактивные доски. Деревянные доски и мел, конечно, тоже остались, но современным детям нужна яркая картинка, их не заинтересовать скучной подачей информации. А без интереса и мотивации успеха не будет. Школа должна подстраиваться и отвечать запросам современного общества. Необходимо, чтобы наши дети и выпускники были конкурентоспособными. Ученики нередко перегружены знаниями, которые им вряд ли пригодятся в жизни. Сейчас важны критическое мышление, умение найти нужную информацию и правильно ее интерпретировать. И все же ключевое в образовании — это, конечно, желание ребенка. А вот появится оно или нет, во многом зависит от мотивации преподавателя.

Оксана Нехайчик, начальник управления социальной защиты Октябрьского района г. Минска
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter