Беларусь планирует заработать на экспорте продовольствия не менее $5,6 млрд

Правила хорошего торга

Беларусь планирует заработать на экспорте продовольствия не меньше, чем в предыдущем году

Беларусь планирует заработать на экспорте продовольствия не меньше, чем в предыдущем году


ТОГДА фигурировала цифра 5,6 миллиарда долларов. В структуре поставок в стоимостном выражении 68,2 процента — доля молочных продуктов. Основные экспортные позиции – сыры, сухое обезжиренное молоко, масло, сухое цельное молоко и творог. За пять месяцев мы экспортировали молочной продукции на 2,2 миллиарда долларов. Казалось бы, солидный промежуточный результат. Однако есть одно «но»: поставки выросли на 5,4 процента, но из-за падения мировых цен экспортных денег выручили меньше. К примеру, цена на сухое обезжиренное молоко на мировых рынках снизилась на 46 процентов, сливочное масло – на треть. Значительно подешевели и сыры. Которые, кстати, дают пятую часть всей выручки.


Кормить бесплатно никого не будем!

По данным Международной молочной федерации, Беларусь входит в пятерку лидеров-экспортеров с 4–5 процентами удельного веса в мировой торговле молочкой. Вместе с Австралией Беларусь делит третье место в списке крупнейших стран — экспортеров сливочного масла: 10 процентов объема мирового экспорта. В сегменте поставок сыров и сухого обезжиренного молока занимаем пятую позицию в мире.

Несомненно, это существенный потенциал, но сегодня главная забота переработчиков — диверсификации рынков. Да, это нелегко, но сейчас к покупателю надо идти с товаром прямо на дом. Другого выхода нет, да и конкуренты не дремлют. В прошлом году наша республика поставляла продовольствие более чем в 60 стран мира. Нынче появились новые адреса. За пять месяцев более чем в два раза вырос объем поставок в Азию, в 1,3 — в Америку, в шесть раз — в Африку. Возобновляется торговля молочными продуктами с Венесуэлой. Мы в разы увеличили свое присутствие в странах постсоветского пространства – Армении, Кыргызстане, Таджикистане. «Мясо-молочная компания» прорабатывает вопросы поставок в Бангладеш, Алжир, Ливан, Иракский Курдистан, страны Персидского залива.

Белорусская пищевая продукция найдет свою нишу на вьетнамском рынке. Договоренность об этом достигнута во время визита во Вьетнам делегации белорусских предприятий во главе с председателем концерна «Белгоспищепром» Александром Забелло.

Среди новых направлений также Китай. Для поставок в эту страну сертифицированы 15 отечественных предприятий. Распробовали белорусские продукты и в США. Туда уже отправлены два контейнера с творогом, йогуртами и разнообразной цельномолочной продукцией. Так что открывается вход в торговые сети американского рынка. В натуральном выражении, возможно, не очень много, но динамика вырисовывается положительная.

Сложнее дела обстоят с Евросоюзом. Пять отечественных предприятий сегодня имеют право поставлять свою продукцию в Европу. Выдерживать конкуренцию в ЕС получается только у «Савушкина продукта». Недавно предприятие в очередной раз прошло аудит Европейской комиссии, подтвердив свою бессрочную экспортную лицензию. Проверка на соответствие единым стандартам управления безопасностью пищевых продуктов, признанным во всех странах Европейского союза, и требованиям Постоянного комитета ЕС проходила на всех производственных площадках в течение недели. Выдержали и доказали право на свое место в европейских супермаркетах.

— Но тарифная защита, установленные Евросоюзом пошлины на ввоз продукции закрывают ее доступ в эти страны, — констатирует первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич. — Мы там неконкурентоспособны по цене, а кормить бесплатно никого не будем. 

Безусловно, серьезный соперник на внутреннем европейском рынке местным производителям не нужен. А что брестское предприятие таким является, показал недавний Международный дегустационный конкурс Superior Taste Award в Брюсселе. 120 лучших шеф-поваров из 15 самых авторитетных международных ассоциаций на основе «слепой дегустации» оценивали продукцию. В итоге «Савушкин продукт» стал единственной из молочных компаний стран СНГ, получившей высшие награды, – «Три золотые звезды» из трех возможных «За исключительный вкус». Это своего рода «Оскар» для продуктов питания. Ранее награды конкурса получали только белорусские производители пива.

SOS от российских молочников

Наша республика пробует восстанавливать позиции на ключевом экспортном рынке — российском. Сюда поставляется около 93 процентов молочной продукции. В России уже прошел сезон «большого молока», из-за засухи снижается собственное производство.

— Но цены пока стоят на месте, хотя отдельные производители уже продают дороже, чем месяц назад, — утверждает Алексей Богданов, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси. — Компенсировать падение цен, а на мясо оно составило около 10 процентов в долларовом эквиваленте, на молочную продукцию – на 20—30 процентов, будет непросто. В натуральном выражении поставки в Россию выросли на 16 процентов, в денежном Беларусь «недобрала» 20 процентов. Но тенденция хорошая. В начале года отставали на 35 процентов. Возможно, к концу его и в плюс выйдем.

В то же время российские молочники бьют тревогу по поводу складывающейся рыночной ситуации. Мировые цены упали, а себестоимость производства молока у российских фермеров выросла на 40 процентов. Кроме того, в России регулярно фиксируются случаи поставок реэкспортируемой дешевой молочной продукции со стороны Казахстана. С целью защиты внутреннего рынка, российская сторона предложила установить единые закупочные цены на молоко во всех странах — участницах Таможенного союза. Кроме того, для защиты аграриев предлагается ввести дополнительные заградительные пошлины на импортируемую в Россию продукцию из молока.

Были подготовлены и обращения с предложением о создании единой ценовой политики на молочную продукцию, которые направлены заместителю Премьер-министра Беларуси Михаилу Русому, министру сельского хозяйства и продовольствия Леониду Зайцу, министру сельского хозяйства Казахстана Асылжану Мамытбекову, министру по торговле Евразийской экономической комиссии Андрею Слепневу и министру по промышленности и АПК ЕЭК Сергею Сидорскому.

По словам председателя ассоциации «Союзмолоко» Андрея Даниленко, снижение мировых биржевых цен на товарное молоко ставит под угрозу бизнес российских животноводов. В случае если никаких мер вовремя не предпринять, будет произведено на 1—2 миллиона тонн молока меньше, чем в 2014 году. К слову, общий объем его составил 30,8 миллиона тонн. Спасти ситуацию, по мнению Андрея Даниленко, может введение института формирования единых цен на молочную продукцию на всем пространстве Таможенного союза.

Белорусские сельхозпроизводители не согласились с подобными мерами, нарушающими основные принципы открытой и конкурентной торговли в рамках ТС. Беларусь в свое время вложила огромные средства в развитие животноводства и в создание суперсовременных, высокоэффективных молочных ферм, что позволило значительно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество. Кроме того, наши специалисты справедливо замечают, что повышение закупочных цен на молоко, а также установление дополнительных заградительных пошлин на импортируемую из третьих стран продукцию больно ударит по кошелькам российских, белорусских и казахстанских потребителей.

Так что вероятность введения единых закупочных цен на молоко в рамках Таможенного союза минимальна. Похоже, что российским фермерам придется в большей степени рассчитывать на поддержку со стороны своих федеральных и региональных органов, а руководству отрасли не валить с больной головы на здоровую.

С цифрами не поспоришь

Но пока проблем хватает и у нас, в том числе и с поставками. Новую концепцию диверсификации экспорта на следующую пятилетку предложило Министерство экономики. О ней во время Президиума Совета Министров, где рассматривался прогноз социально-экономического развития на 2016 год, говорил первый заместитель министра Александр Заборовский. В основе концепции принцип «треть-треть-треть». «Это доли белорусского экспорта на рынках ЕАЭС, ЕС и стран дальней дуги», — пояснил замминистра. Достичь этой цели планируется к 2020 году. Также специалисты прогнозируют положительное сальдо внешней торговли как за счет восстановления традиционных рынков, так и за счет выхода на новые. Пока же имеем то, что имеем.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот нашей страны в январе—мае составил 23,1 миллиарда долларов — на 26,8 процента меньше, чем за соответствующий период минувшего года. 

Думаю, к приведенным в таблице цифрам нужны некоторые дополнения и пояснения.

Объем внешней торговли со странами СНГ — 12,7 миллиарда долларов, или немногим более 55 процентов общего товарооборота. Он снизился почти на треть.

А вот товарооборот со странами вне СНГ уменьшился на 21,1 процента и составил 10,4 миллиарда долларов. Солидно просел экспорт, особенно в страны Содружества — 38,7 процента. В то же время поиск новых адресов поставок начал приносить конкретные результаты, в том числе и в развитии экспорта продуктов сельского хозяйства. Учитывая экономические трудности мировой экономики, снижение поставок в страны вне СНГ не столь значительное. Они принесли в госказну за пять месяцев 5,8 миллиарда долларов.

Увеличился товарооборот с новым членом Таможенного союза – Арменией, а также с Соединенным Королевством, Республикой Македония, Марокко, Швейцарией. Возрос экспорт в Китай, Соединенные Штаты Америки.

На 28 процентов по сравнению с январем—маем 2014 года уменьшился товарооборот с Российской Федерацией и составляет сейчас 11 миллиардов долларов. С нашим основным торговым партнером сложилось отрицательное сальдо внешней торговли величиной 3,1 миллиарда «зеленых». С Казахстаном такой показатель положительный — более чем в 150 миллионов долларов. При общем снижении экспорта импорт в эту республику увеличился на 50 процентов.

По понятным причинам почти наполовину просел за пять месяцев товарооборот с Украиной. Он составил всего лишь 1,2 миллиарда долларов. А ведь еще несколько лет назад среднегодовой объем внешней торговли со страной-соседкой доходил до 8 миллиардов.

Думаю, еще на один момент стоит обратить внимание. Из-за кризиса иностранные компании, в том числе и перерабатывающие, начинают уходить из Украины и России. Они ищут страну, в которой понятный и прогнозируемый путь экономического и политического развития. В этом плане наша республика имеет большой плюс. Недавние визиты лидеров Индии и Китая только подтверждают важную роль Беларуси.


shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter