Правила хорошего тона

Александр Иванков: «Сегодня   республика   имеет   хороший   доход  от   продажи   продовольственных   товаров  за   пределами   страны»

«Сегодня   республика   имеет   хороший   доход  от   продажи   продовольственных   товаров  за   пределами   страны» 

Отрасль торговли традиционно  считается зеркалом развития общества. Именно торговля всегда первой демонстрирует эффективность привлечения инвестиций, а увеличение покупательской способности населения свидетельствует об оздоровлении экономики. Согласно прогнозам общий объем розничного товарооборота в Беларуси через все каналы реализации в 2009 году возрастет в сопоставимых ценах на 16—17 %. Считается, что этому будет способствовать развитие оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами, а также расширение потребительского кредитования. О планах развития розничного и оптового рынков, а также о результатах работы отрасли в первом полугодии 2008 года в интервью «ЭС» рассказал министр торговли Александр Иванков (на снимке). 

— Александр Иванович, в нынешнем году ваш профессиональный праздник предшествует коллегии, на которой будут рассматриваться итоги социально-экономического развития отрасли по выполнению прогнозных показателей за первое полугодие 2008 года. Каковы результаты работы отрасли? 

— В настоящее время стратегия деятельности Министерства торговли направлена прежде всего на сохранение стабильного положения на потребительском рынке республики, приоритетное наполнение его товарами белорусского производства, повышение конкурентоспособности и качества реализуемой продукции, сокращение необоснованного импорта, развитие оптовой торговли и повышение ее роли в обеспечении внутреннего рынка. Но право судить о том, насколько мы хорошо или плохо справляемся с этими задачами, я хотел бы предоставить самим покупателям. Хочу лишь отметить: работники торговли делают все для того, чтобы, придя в магазин, потребитель чувствовал себя комфортно. Свидетельство тому — наблюдаемые в последние годы устойчивые положительные изменения в торговом и бытовом обслуживании. 

Конечно, во многом динамичное развитие отрасли обусловлено совокупностью факторов, основу которых составляют общеэкономические показатели развития экономики страны. Это стабильный рост ВВП (в январе—июне нынешнего года он составил 110,4 %), увеличение производства потребтоваров (113,6 %) и повышение реальных денежных доходов населения, которые лишь за январь—май нынешнего года возросли до 111,5 %. Эти факторы положительно повлияли на темпы роста розничного товарооборота, который в первом полугодии 2008 года увеличился на 19,3 % при прогнозе 13 %. Отмечается и рост темпов бытовых услуг, оказываемых населению, — 121,1 % при прогнозе 115,5 %. Кроме того, обеспечено выполнение всех прогнозных показателей и заданий, доведенных до подведомственных организаций Минторга. Показатель по темпам роста промышленного производства составил 113,3 % при прогнозном параметре на 2008 год 111 %, целевой показатель по энергосбережению за январь—май — в сопоставимых условиях минус 6,2 % при задании на январь—июнь 2008 года минус 3 %, объем инвестиций в основной капитал — 27,3 млрд. рублей или с ростом 141,5 % к соответствующему периоду предыдущего года (при прогнозе в 125 %), соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства — 39,4 %, при задании 58 %. Выросла и среднемесячная заработная плата. Она за январь—июнь составила 923,1 тыс. руб. при задании 895,9 тыс. руб. при опережающем темпе роста производительности труда на 125,4 % при задании 108,9 %. 

— Как сегодня министерство оценивает ситуацию с обеспечением продовольствием внутреннего рынка? 

— Это одна из главных задач, которая всегда находится в центре нашего внимания. В текущем году, как и ранее, обеспечение населения продовольственными товарами осуществляется бесперебойно и в широком ассортименте. При этом отмечается положительная тенденция сокращения удельного веса продажи продовольственных товаров в общем объеме товарооборота с 61 % в 2000-м до 52 % в нынешнем году. 

Рынок продовольственных товаров в республике формируется за счет внутренних поставок белорусских производителей, включая подсобные хозяйства, а также благодаря некоторой части импорта. По данным Министерства статистики и анализа, в январе—мае 2008 года населению страны продано продовольственных товаров на 9,6 трлн. рублей, или 112 % к аналогичному периоду 2007 года. При этом следует отметить, что за данный период увеличена продажа по всем основным ассортиментным группам. В частности, мяса и мясопродуктов продано на 6,5 % больше, чем за аналогичный период 2007 г., молока и молокопродуктов — на 4 %, кондитерских изделий — на 34,1 %, безалкогольных напитков — на 18,1 %, пива — на 29,8 %, соков — на 24,1 %, макаронных изделий — на 22,7 %. 

Доля продажи продтоваров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети составила 85 %. При этом по кондитерским изделиям, майонезной и маргариновой продукции, консервам мясным, мясу и птице, маслу животному, молокопродуктам, сыру сычужному, муке, яйцу и другим товарам — от 85,6 %, до 99 %. 

В стране сегодня наблюдается тенденция  качественного изменения структуры потребления продовольственных товаров. В последние годы растет спрос на биологически ценные пищевые продукты. Так, в 2007 году потребление на душу населения рыбы составило 17,5 килограмма, масла растительного — 15,8, картофеля — 188, овощей — 141, фруктов — 57, мяса и мясопродуктов — 69, молокопродуктов — 233, сахара — 34,4, хлебопродуктов — 93 килограмма, яиц — 275 штук. 

В целях наиболее полного насыщения продовольственного рынка республики и обеспечения широкого ассортимента Минторгом ежегодно формируется и направляется производителям ориентировочный спрос населения на очередной год. К примеру, по мясопродуктам потребность на 2008 год составила 870 тыс. тонн, молокопродуктам — 2000 тыс. тонн, рыбе и морепродуктам — 220 тыс. тонн, муке — 120 тыс. тонн, крупе — 170, макаронным изделиям — 100, сахару — 220, кондитерским изделиям отечественного производства — 100, майонезной продукции — 40, маслу растительному — 110, соли — 45 тыс. тонн и так далее. В настоящее время специалистами нашего ведомства ведется изучение потребности внутреннего рынка в продовольственных товарах на 2009 год. 

Вместе с тем продобеспечение населения остается в числе самых сложных проблем. Требуется создание условий для наращивания объемов производства продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего научно обоснованную потребность в них. 

— Может ли отразиться мировой продовольственный кризис на росте товарооборота с зарубежными странами? 

— Объемы поставок продовольствия за пределы республики постоянно растут. Так за 5 месяцев нынешнего года экспортировано продовольственных товаров на сумму $ 874,2 млн., что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2007 года. И сегодня Беларусь имеет хороший доход от продажи продовольственных товаров за пределами страны. 

В свое время, благодаря предпринятым главой государства и правительством республики усилиям, у нас было сохранено крупнотоварное сельское хозяйство, и теперь оно в полной мере обеспечивает внутренний продовольственный рынок. Так что оснований тревожиться за продовольственную безопасность государства у нас нет. Более того, объемы производства зерна, мяса, молока, картофеля позволяют не только обеспечивать потребности населения страны, но и поставлять эту продукцию на экспорт. Остается лишь выгодно реализовать ее на внешних рынках. Следует отметить, что конъюнктура мировых цен нам в этом благоприятствует. Причем, по прогнозам зарубежных и отечественных экспертов, подобная ситуация на глобальном рынке продовольствия в ближайшие годы сохранится. В экспертных оценках подчеркивается, что разговор ведется не о каком-то временном подорожании продовольствия в большинстве стран мира, а о новом этапе развития мировой экономики, главной чертой которого будет продолжающийся стремительный рост цен на продукты питания. 

Что же касается географии поставок, то нашими основными торговыми партнерами по-прежнему остаются страны СНГ — Россия, Украина, Молдова, Азербайджан, Казахстан и другие. Следует отметить, что постепенно растет товарооборот и с дальним зарубежьем: Турцией, Польшей, Нидерландами, Германией, Китаем и другими странами. Сегодня белорусское продовольствие экспортируется в 33 государства мира. 

— Что можно сказать о ситуации с обеспечением торговли товарными ресурсами? 

Население обеспечивается всем необходимым спектром потребительских товаров в полной мере. Этому способствует постоянное взаимодействие торговли и промышленности по организации производства и поставки на внутренний рынок востребованной продукции. Принимаемые меры позволили обеспечить на протяжении ряда лет устойчивый рост продаж основных групп непродовольственных товаров. Так, в текущем году продажа одежды и белья возросла на 25 %, трикотажных изделий — на 20 %, обуви — на 23 %, стиральных машин — на 22 %, строительных материалов — на 32 %. 

При этом спрос населения на товары непродовольственной группы продолжает расти. Это объясняется ростом благосостояния белорусов, о чем свидетельствуют и статистические данные о наличии в семьях товаров длительного пользования. Так, за последние 6 лет количество цветных телевизоров в расчете на 100 домашних хозяйств возросло с 89 до 126, компьютеров — с 2 до 18, фотоаппаратов с 23 до 43, видео — и DVD-магнитофонов — с 19 до 41, легковых автомобилей с 24 до 28. 

Вместе с тем в условиях наполнения потребительского рынка товарной массой возрастает актуальность повышения конкурентоспособности поставляемых на внутренний рынок отечественных товаров, увеличения выпуска изделий, соответствующих импортным аналогам и превосходящих их по эстетическим и качественным параметрам. 

— Как складывается экспортно-импортный «пейзаж», формирующий внешнеторговое сальдо? 

— В соответствии с задачами, поставленными правительством и Президентом по сокращению импорта, мы предпринимаем ряд мер в этом направлении. Несмотря на то, что определенных результатов уже удалось добиться, сделать предстоит еще многое. В январе—мае нынешнего года в республику было ввезено потребительских товаров на сумму $ 2106,2 млн., или 122,9 % к аналогичному периоду 2007 года, в том числе непродовольственных товаров — на сумму $ 1263,1 млн. (115,1 %), продовольственных — $ 843,1 млн. (136,7 %). Доля потребительских товаров в объеме импорта составила 13,4 % и сократилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3,5 %. Темпы роста экспортных поставок на 13,5 процентных пункта превысили темпы роста импорта (при росте импорта на 22,9 %, экспорт возрос на 36,4 %). Вместе с тем, следует отметить, что сальдо внешнеторгового оборота по потребительским товарам сложилось отрицательное и составило $ 295,4 млн. При этом по продовольственным товарам обеспечено положительное сальдо — $ 31,1 млн. 

Около 70 % ввозимых в страну товаров относится к числу не вырабатываемых в республике или выпускаемых в недостаточных для удовлетворения спроса населения объемах и ассортименте. К этой продукции, в первую очередь, следует отнести рыбу, морепродукты, чай, кофе, бананы, виноград, цитрусовые и другие. Их импорт увеличился. К примеру, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года в стоимостном выражении ввезено больше мороженой рыбы — на 12,5 %, рыбного филе — на 25,3 %, крупы — на 50 %, бананов — на 57 %, цитрусовых — на 45 %, винограда — на 22,6 %, чая — на 19,5 %, кофе — на 44,1 %. 

По непродовольственным товарам отрицательное сальдо составляет $ 295,4 млн. При этом импорт только легковых автомобилей составил $ 445,9 млн., лекарственных средств — $ 139,1 млн. Доля этих двух товарных позиций в объеме импорта непродовольственных товаров составляет 46 %. Импорт превышает экспорт по обуви на $ 22,7 млн., синтетическим моющим средствам — на $ 40,1 млн., линолеуму — на $ 13,3 млн. В то же время объемы экспорта белорусской промышленности выше импорта по текстильной и трикотажной одежде, чулочно-носочным изделиям, коврам и ковровым покрытиям, обоям, керамической плитке, газовым плитам, холодильникам, телевизорам и другим товарам. На формирование внешнеторгового сальдо оказывает существенное воздействие отставание темпов роста производства товаров от темпов роста их продажи. Доля импортозамещающих товаров в объеме производства незначительна. Из предложенных для освоения в 2008 году 289 наименований непродовольственных товаров промышленностью согласовано к поставке 43 позиции, а это всего лишь 15 % от предложенных нами объемов. 

Какой вывод напрашивается?.. Для того чтобы изменить сложившийся экспортно-импортный баланс, формирующий внешнеторговое сальдо, необходимо, прежде всего, наращивать в республике производство конкурентоспособной импортозамещающей и ориентированной на экспорт продукции. Мне бы очень хотелось, чтобы мы производили на один рубль фонда оплаты труда хотя бы на рубль товаров народного потребления. 

— Что предпринимается в отрасли для выполнения программы по импортозамещению? 

— Для выполнения этой задачи Минторгом ежегодно разрабатывается и направляется отраслевым министерствам, концернам, товаропроизводителям перечень товаров для освоения производства в республике. В этом плане хочется отметить положительный задел, наработанный белорусскими промышленными предприятиями. Потребители в целом дают высокую оценку качеству отечественных товаров, а это говорит о том, что имеющуюся производственную базу следует развить. К примеру, покупателей вполне устраивают белорусские бельевые трикотажные и корсетные изделия, верхняя женская одежда, мужские и детские сорочки, детская и мужская обувь. 

Симпатии белорусов к отечественным товарам подтверждаются данными статистики. Спрос населения республики почти на 70 % обеспечивается за счет товаров, выпускаемых в республике, а в магазинах объемы продажи отечественных товаров еще выше и достигают 75 % (в том числе по продовольствию — 85 %, по непродовольственным товарам — 63 %). По ряду товаров спрос покупателей практически полностью удовлетворяется за счет продукции белорусских товаропроизводителей. Это такая продукция, как мясо и птица, колбасные изделия и копчености, масло животное, молоко цельное, сыр, майонезная продукция, ткани льняные и изделия из них, женские пальто, бельевые трикотажные и корсетные изделия, мужские и детские сорочки, мебель и многое другое. 

В то же время промышленность республики еще не полностью удовлетворяет потребность торговли и населения в отечественных тканях, спортивных товарах, строительных материалах (цемент марки 500, кирпич керамический, блоки стеновые из ячеистого бетона), высококачественной, современной обуви, одежде, бытовых электротоварах, газовых плитах «Гефест»… Существенно уступает импортным аналогам по дизайну, упаковке, цветовому оформлению, конструктивному решению и выпускаемый промышленностью ассортимент игрушек. Многие их виды вообще в республике не производятся. Среди них — мячи, радиоприемники, плееры, фотоаппараты, музыкальные, радиоуправляемые, электронные, электромеханические, говорящие игры и игрушки. В результате на внутреннем рынке эти и многие другие товары представлены изделиями иностранного происхождения. 

Совершенно очевидно, что главное направление выхода из сложившейся ситуации — это наращивание производства в республике высококачественных современных и перспективных видов продукции, постоянные модернизация и обновление выпускаемого ассортимента в соответствии с мировыми тенденциями. Необходимо, чтобы отечественные изделия выигрышно смотрелись на фоне импортных, а для этого следует создать последовательную цепь, которая будет включать в себя современное модернизированное производство, конкурентоспособную цену и развитую службу маркетинга и рекламы. 

— Как идет освоение инвестиций предприятиями торговли? 

— За три последних года инвестиции в основной капитал по подведомственным организациям Минторга увеличились более чем в 3 раза. В соответствии с Госпрограммой инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 годы предусмотрено выполнение 13 важнейших инновационных проектов, в реализации которых принимают участие 8 подведомственных организаций. Только в 2008 году необходимо осуществить 11 из них: 5 — по созданию торгово-логистических центров за рубежом, 1 — производство по переработке полипропилена, 5 — по модернизации котельных и по внедрению нового технологического оборудования. Кроме того, в рамках обеспечения безусловного выполнения показателя по привлечению инвестиций в основной капитал в 2008 году ведомством проводится постоянная работа по инвестированию в развитие организаций. Из общей суммы инвестиций половину составляют собственные средства организаций, а также из инновационного фонда Министерства торговли и привлеченные за счет финансового лизинга. Следует отметить, что инвестиционная активность самих подчиненных организаций в последние три года значительно увеличилась. Если ранее в реализации инвестиционных заданий участвовали до 80 % организаций, то теперь эти цифры значительно выше. Это в свою очередь позволило перевыполнить установленные задания по привлечению инвестиций. Так, в 2005 году при задании 115 % темп роста объема инвестиций составил 135,4 %, в 2006-м при задании 102 % — 137 %, в 2007-м при задании 148 % — 173,6 %. При этом 70 % от общей суммы инвестиций было направлено на приобретение производственных фондов — машин, оборудования, транспортных средств. 

Хочется отметить, что увеличились и масштабы реализуемых проектов. В 2006 году на одну организацию в среднем приходилось 337 млн. руб. привлеченных инвестиций, в 2008-м согласно заданию — 807 млн. руб. Кроме того, в прошлом году впервые удалось выполнить доведенное задание по привлечению иностранных инвестиций путем реализации 4 инвестиционных проектов на сумму $ 2,2 млн. при задании в $ 2 млн. В рамках освоения инвестиционных средств были сокращены сроки ввода в эксплуатацию объектов незавершенного строительства, многие инвестиционные проекты реализуются опережающими темпами. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter