Указ устанавливает основания, условия и порядок применения к владельцу новостного агрегатора мер реагирования в случае нарушения им действующего законодательства.
Документ направлен на пресечение возможности распространения владельцами новостных агрегаторов материалов интернет-ресурсов, в отношении которых в соответствии с законодательством вынесено решение об ограничении к ним доступа.Новостной агрегатор
Не являются новостными агрегаторами:
♦ сетевые издания;
♦ официальные интернет-сайты;
♦ другие интернет-ресурсы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций, а также интернет-магазины.
Обязанности владельцев новостных агрегаторов:
♦ не использовать новостной агрегатор для размещения информации, распространение которой ограничено законодательными актами;
♦ необходимо соблюдать установленные избирательным законодательством ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по референдуму, отзыву депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, порядок использования средств массовой информации в предвыборной кампании, при проведении референдума;
♦ запрещено распространение на новостном агрегаторе информационных сообщений или материалов интернет-ресурсов, сетевых изданий, в отношении которых принято решение об ограничении доступа в соответствии с Законом от 17 июля 2008 года № 427—3 «О средствах массовой информации», а также гиперссылок на них;
♦ распространенная информация, сведения об источнике ее получения, а также о сроках ее распространения должны храниться в течение одного года.
В каких случаях владелец агрегатора не несет ответственности за распространение информации:
♦ если они являются дословным воспроизведением информационных сообщений, размещенных на официальных интернет-сайтах и других интернет-ресурсах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций;
♦ если они были распространены зарегистрированными в Беларуси средствами массовой информации, информационными агентствами, за исключением информационных сообщений и (или) материалов интернет-ресурсов, сетевых изданий, в отношении которых принято решение об ограничении доступа в соответствии с Законом «О средствах массовой информации», а также гиперссылок на них.
Кто и как может ограничить доступ к недобросовестному агрегатору?
Мининформ может ограничить доступ к новостному агрегатору в случаях, предусмотренных Законом «О средствах массовой информации». Указ также позволяет это сделать, если не выполняется требование о недопустимости распространения информационных сообщений и материалов интернет-ресурсов, сетевых изданий, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, а также гиперссылок на них. Либо в случае неоднократного (два и более раза в течение года) непредставления либо несвоевременного представления запрашиваемых Мининформом сведений, о чем указано выше. Возобновление доступа к агрегатору возможно в порядке возобновления доступа к интернет-ресурсу, определенном в Законе «О средствах массовой информации». КОМПЕТЕНТНО
Александр Ивановский, эксперт по информационной безопасности:
— Указ направлен на то, чтобы снизить деструктивное информационно-психологическое воздействие на граждан нашей страны. Он призван ограничить доступ к разрушающей сознание информации от «фабрик», которые работают за рубежом. И по моему мнению, это совершенно логичные действия, направленные на поддержку национальной безопасности. А те, кто продолжает вой о свободе слова, пусть проанализируют ситуацию, которая происходит у нашей южной соседки. По сравнению с ними мы очень сдержанны и конструктивны.
ДОСЛОВНО
Андрей Кривошеев, председатель Белорусского союза журналистов:
— Указ был необходим для того, чтобы всех игроков медиарынка поставить в равные условия работы. У нас сегодня действует Закон «О средствах массовой информации». И, по мнению многих аналитиков, как раз новостные агрегаторы, которые являются в основном не производителями собственного контента, а распространяют, тиражируют и зарабатывают на контенте других производителей, выпадали из нормальных правовых рамок, в которых существует журналистика.
Сейчас в Беларуси три ключевых агрегатора. Они работают не только в нашей стране, а в глобальном информационном поле. Это Яндекс, Google и Mail. Но как быть с агрегаторами, которые носят рекомендательный характер? Допустим, популярный Яндекс.Дзен, который рекомендует ту или иную новость, размещая заголовок. Считается ли он новостным агрегатором по действующему закону? С одной стороны, да, поскольку заголовок того или иного СМИ уже контент, во многом передающий суть политического, экономического или культурного события. Здесь понадобятся дополнительные усилия экспертов белорусского медиарынка.
Также у нас существует большое количество порталов, не прошедших регистрацию как СМИ, то есть они не подпадают под дополнительные возможности, которые открываются перед журналистами в Беларуси. Но при этом многие из них де-факто являются агрегаторами новостей: перепечатывают контент других СМИ. И на этом зарабатывают себе репутацию, формируют своей информационной политикой, подбором новостей ту или иную картину мира у своей аудитории. Но если они видоизменяют новость, которую получают от крупнейших СМИ и информагентств, считается ли это продвижением чужой новости или своим уникальным контентом? Очевидно, нужна правоприменительная практика, которая может откорректировать те или иные положения документа.
ВАЖНО!
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа — 22 июня
Президент 23 марта подписал Указ № 117, которым корректируется Указ от 26 марта 1998 года № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».
Название памятной даты изменено с «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны — 22 июня» на «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа — 22 июня».
Указ подготовлен на основании Закона от 5 января 2022 года «О геноциде белорусского народа», в соответствии с которым факты совершения нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяний, направленных на планомерное физическое уничтожение белорусского народа, признаны геноцидом белорусского народа.
На территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны фашисты создали более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. В этом трагическом списке Тростенец, Хатынь, Озаричская зона смерти, Красный Берег. По неполным данным, только в лагерях на территории Беларуси погибли около 1,5 миллиона человек. На территории страны уничтожено более 9 тысяч населенных пунктов. Всего Беларусь потеряла каждого третьего своего жителя.