Правила и исключения

Кому выгодно использовать права человека в качестве инструмента политического давления

Кому выгодно использовать права человека в качестве инструмента политического давления

Беларусь не поддержала резолюцию Совета ООН по правам человека. С таким заявлением делегация страны выступила недавно на 67-й сессии Генассамблеи ООН. Как пояснила советник Постоянного представительства Беларуси при ООН Лариса Бельская, выступить против вынуждают причины принципиального характера.

Дело в том, что еще в июле 2012 года в Женеве была принята резолюция, согласно которой ООН учредила политически мотивированный мандат специального докладчика по Беларуси. Эти решения, навязанные совету группой государств Евросоюза, преднамеренно искажают ситуацию с правами человека в Беларуси и направлены на вмешательство во внутренние дела страны. Лариса Бельская выразила также озабоченность расширяющейся практикой использования Советом ООН по правам человека подобных решений для оказания политического давления на суверенные государства и применением в деятельности СПЧ двойных стандартов в угоду интересам отдельных групп стран.

Уже всем абсолютно очевидно, что когда политическая дискуссия касается положения дел в ряде государств бывшего СССР, США и их партнеры на Западе с завидным постоянством твердят миру о том, что в этих странах чуть ли не на каждом шагу нарушаются права человека. Причем, если раньше доставалось главным образом Беларуси, то в последние года два все чаще перепадает и России, и Казахстану. Что, впрочем, и неудивительно. Активная интеграция наших стран по всем направлениям, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства с перспективой появления в регионе нового геополитического центра силы не очень-то радуют, а откровенно говоря, просто пугают зарубежных конкурентов. 

Ведь управлять и хозяйничать всегда проще в слабой, раздробленной, раздираемой внутренними противоречиями и гражданскими конфликтами стране. Чего, собственно, и добивались западные стратеги в Ираке, Афганистане, Ливии и других странах региона, насаждая там демократию бомбами и ракетами. Причем ни о каких правах человека, ни о десятках тысяч убитых стариков, женщин и детей никто из «борцов за свободу» никогда не вспоминал.   

Власти США и НАТО, тратя огромные силы и средства по наведению демократического порядка в мире, в том числе и силой оружия, навязывают независимым государствам модели политических и избирательных систем. При этом у самих «учителей» не обеспечивается даже минимальный набор провозглашенных демократических ценностей. В тех же США заговорили о правах человека с момента появления Декларации независимости в 1776 году и так называемого Билля о правах 1791 года. Один из пунктов Декларации гласит: все люди сотворены равными и всех их Творец наградил неотъемлемыми правами. Однако достаточно беглого взгляда на прошлое и настоящее этой страны, чтобы удостовериться в том, что основные положения Декларации там никогда не соблюдались. Вспомнить хотя бы истребление сотен тысяч северо-американских индейцев и создание резерваций для уцелевших. Затем началась эпопея с черным расизмом и так называемым черным рабством.

В Европе всячески хулят Беларусь за сохранение в уголовном законодательстве смертной казни как жестокого, недемократичного и бесчеловечного наказания, однако, например, казнь на электрическом стуле, которая сегодня активно используется в ряде американских штатов, гуманные европейцы, видимо, считают вполне адекватной мерой ответственности осужденного.

Можно вспомнить еще секретные тюрьмы ЦРУ на территории Восточной Европы, застенки Гуантанамо и целый ряд других вещей, которые свидетельствуют о «нерушимости» права человека в государствах, именующих себя «эталонами» демократии.

В том же Билле о правах говорится о свободе собраний. Но как действует это «незыблемое» право на практике, мир убедился недавно во время митингов «Оккупируй Уолл-стрит», когда полиция разгоняла собравшихся в полном соответствии с основами правового государства: резиновыми дубинками, слезоточивым газом, водометами и прочими спецсредствами. То же самое сегодня мы наблюдаем и в ряде стран Европы. Не только в проблемных Греции или Испании, но и, казалось бы, во вполне благополучном Лондоне или Берлине протестующим против мер жесткой экономии то и дело больно напоминают, как надо вести себя в демократическом государстве.

Беларусь, Россию, Казахстан, которые проводят выборы в строгом соответствии с собственными законами, упрекают в их недемократичности и несоответствии неким стандартам. Но в таком случае хотелось бы знать, какими стандартами руководствовались США на прошедших президентских выборах? Почему в большинстве штатов было отказано в регистрации альтернативным кандидатам? Как повлиял на результат выборов тот факт, что 50 миллионов(!) дееспособных граждан США не внесли в списки избирателей и лишили их права голоса? На каком основании в Техасе отказались подпускать международных наблюдателей к избирательным участкам, угрожая применить силу?

И таких вопросов к сторонникам соблюдения неких, нигде не прописанных избирательных стандартов возникает множество. Как, например, объяснить наличие такого общественного слоя, как неграждане в государствах Балтии? Разве справедливо, когда около трети населения не имеет права на получение паспорта только потому, что это люди другой национальности? Куда смотрит Комитет ООН по правам человека, БДИПЧ ОБСЕ и другие правозащитные организации?

Увы, права человека давно превратились в инструмент, который можно забросить в самый дальний ящик и вспоминать о нем только тогда, когда нужно надавить на ту или иную страну или попытаться реализовать в ней свои интересы. Например, через финансирование представителей так называемого гражданского общества. Наличие такой помощи признал недавно и посол Польши в Беларуси Лешек Шерепка. «Мы не финансируем белорусскую оппозицию, мы помогаем гражданскому обществу в Беларуси», – заявил дипломат. Интересно, что бы ответили на такой аргумент в Варшаве, если бы тамошняя оппозиция получала деньги из-за рубежа на вполне конкретные цели? И как поступили бы польские власти с теми, кто на западные гранты организовал бы штурм правительственной резиденции?

В ЕС заявляют, что готовы к улучшению отношений с Беларусью и в то же время не снимают с повестки дня вопрос о санкциях. Как же тогда политикам вести диалог, если перед тобой захлопывают двери? К сожалению, двойные стандарты и двуликая мораль давно стали нормой поведения некоторых западных политиков. И пока они не поймут, что разговаривать с суверенными государствами языком ультиматумов – бессмысленное и неблагодарное занятие, пока их слова будут расходиться с делом, рассчитывать на конструктивный политический диалог очень сложно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter