ПРАВИЛА И ЭТИКЕТки

Почему на продуктах с генетически модифицированными компонентами отсутствует маркировка?
Почему на продуктах с генетически модифицированными компонентами отсутствует маркировка?

Шум вокруг генетически модифицированных продуктов в последнее время несколько поутих. Производителям ГМ–еды это только на руку: незаметно, но уверенно они наполняют рынок своей продукцией. Самое грустное, что зачастую на прилавки магазинов трансгенные продукты попадают непромаркированными. В прошлом году санслужбы проверили около 1.500 продуктов и в 87 из них обнаружили ГМ–компоненты. В большинстве случаев этикетки, информирующей потребителя о содержании ГМИ, на товарах не было.

Обязательная маркировка товаров, содержащих генетически модифицированные компоненты, была введена в ноябре прошлого года. Согласно постановлению Совмина при производстве и продаже товаров с ГМИ «на каждой единице потребительской тары (этикетке, контрэтикетке, ярлыке) или ином носителе информации должны быть указаны сведения о том, что продовольственное сырье и пищевые продукты являются генетически модифицированными или в них содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты)».

— Маркировку обязаны наносить еще на этапе производства, — рассказывает начальник отдела сертификации Государственного комитета по стандартизации Неолина Прохорчик. — Именно на производителе лежит главная ответственность за информирование потребителей. Санслужбы, которые при анализе находят в продукте ГМ–ингредиенты, в случае отсутствия надлежащей маркировки могут снять его с реализации.

Стандарт, который регулирует маркировку ГМ–продуктов, принимали, как говорится, «с боем». Противники утверждали — с появлением этикеток резко поднимется цена продуктов в магазинах. Этого не произошло.

— И не произойдет, — убеждена Неолина Прохорчик. — Во всем мире такие продукты стоят дешевле.

Один из белорусских мясокомбинатов как–то попытался выпускать колбасы и сосиски с ГМ–компонентами. Санитарные врачи потребовали нанести на них соответствующий ярлык. Мясокомбинат подумал и от затеи штамповать трансгенную продукцию отказался — конкуренции на белорусском рынке она бы, ясное дело, не выдержала. Отечественные производители использовать ГМ–вещества в своих изделиях не рискуют. Говорят, что не хотят терять репутацию.

Основная масса продуктов, в которых санслужбы находят ГМИ, завезена в Беларусь из–за границы.

— В этом году сделали 141 пробу и в 13 продуктах на основе сои обнаружили генетически модифицированные вещества, — рассказывает Марина Байбус, заведующая отделом гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии. — Чаще всего ГМИ содержатся в колбасах, ветчине, паштете, пельменях, пищевых добавках российского производства, почти всегда маркировки на них нет.

В чем дело? Оказывается, есть нюанс.

— По белорусским нормам, если в продукте найдена хотя бы одна сотая доля процента ГМ–составляющих, мы регистрируем его как трансгенный, — рассказывает заведующий отделом гигиены питания Республиканского научно–практического центра гигиены Василий Цыганков. — В европейских странах и России подход несколько иной: продовольственные товары, доля ГМ–вещества в которых менее 0,9 процента, трансгенными не считаются и маркировать их необязательно.

Большинство «мумифицированных» продуктов выявляют, когда поставщики обращаются к специалистам за гигиенической регистрацией и сертификацией. Но иногда такую еду берут «с поличным» — прямо на витрине. К примеру, на упаковке полуфабрикатов для салатов и горячих закусок «Сой Соич» российского производства было указано, что «ГМ–вещества в продукте отсутствуют». Таким образом производитель решил привлечь покупателей. Ложь раскрылась — ГМ–ингредиенты в «Сой Соиче» нашли, удостоверение о государственной гигиенической регистрации отозвали, а полуфабрикаты с прилавков убрали.

...Со списком съестного, в котором санслужба нашла ГМИ, иду в магазинчик, куда частенько заглядываю после работы. У холодильника с пельменями — очередь. А вот и пельмени «Сытные» (сделаны в РФ), которые «красуются» и в моем списке. В них была обнаружена ГМ–соя. На упаковке, понятное дело, об этом ни слова. «Почему ГМ–продукт без маркировки оказался на витрине?» — спрашиваю у товароведа, а затем долго втолковываю, что такое генетически модифицированные компоненты...

Недавно мэр Москвы Юрий Лужков принял решение о том, что все ГМ–продукты в магазинах должны быть промаркированы специальными яркими ярлыками. И это решение возникло неспроста. Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, показал: более 95 процентов россиян не стали бы покупать ГМ–продукты, будь они соответствующим образом промаркированы. В Беларуси такого опроса не проводилось, но, полагаю, результаты отличались бы несильно. Ведь, в конце концов, каждый из нас имеет право знать, что он ест...

Фотот Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter