Правила границы

Президиум Совмина вчера рассмотрел проект нового Таможенного кодекса
Президиум Совмина вчера рассмотрел проект нового Таможенного кодекса

Четкое и быстрое оформление товаров, объективность работников таможни и отсутствие очередей на границе — все это, за что, без преувеличения, ратуют перевозчики, предприятия, коммерческие фирмы, каждый гражданин, и является целью разработчиков проекта.

Таможенный кодекс, указы Президента, постановления Правительства и огромный перечень нормативно–правовых актов Государственного таможенного комитета... Сложная и многоуровневая система таможенного законодательства вызывала немало нареканий со стороны субъектов хозяйствования, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Длительные сроки оформления товаров, запутанность процедуры, а иногда и произвол работников таможни во многом являлись тормозом для наращивания экспорта, роста товарооборота с другими странами. Словом, разработки нового свода правил ведения таможенного дела, основанного на принципах регулирования внешнеторговых отношений, принятых ВТО, требовала сама жизнь. К тому же в России новый Таможенный кодекс действует уже с января прошлого года. И унификация процедур на границе для государств, имеющих единое таможенное пространство, – непременное условие их экономического развития.

«Беларусь — транзитная страна, заинтересованная в том, чтобы наш Таможенный кодекс был гармонизирован с российским законодательством в части упрощения пропуска грузов», — заявил Премьер–министр Сергей Сидорский.

Проект новой редакции документа, по мнению разработчиков, отвечает этому условию. По основным вопросам он на 80 процентов гармонизирован с российским законодательством. Но это не означает, например, введения единых пошлин с соседней страной, о чем, разволновавшись, переспросил меня недавно знакомый перегонщик автомобилей, до которого дошла информация о разработке нового кодекса. Этот вопрос регулируется постановлениями Правительства.

Разработчики же кодекса обещают, что очереди на границе после введения его в действие должны исчезнуть, а транзитный грузопоток через Беларусь, который за 9 месяцев, в зависимости от вида транспорта, увеличился на 15 — 19 процентов, еще больше вырасти. А это — «живые» деньги для белорусской экономики. Откуда уверенность? «Во–первых, в одном документе максимально прописаны все права и обязанности таможенных органов и субъектов хозяйствования, — сказал мне заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Гошин. — На практике это означает, что любой перевозчик в соответствующей статье найдет исчерпывающий перечень документов, необходимых для пересечения границы. И никто не сможет его задерживать, требуя какие–то дополнительные бумаги. Кроме того, для таможенного досмотра нужны будут очень веские основания: например, несоответствие документов или отсутствие таможенной пломбы. Инспектор, который сейчас может задержать машину на 10 дней, не вправе будет принимать единоличное, немотивированное решение».

Возможным также станет электронное декларирование. Для таможенного оформления товаров предприятия, фирмы смогут отправлять документы: декларацию, счет–фактуру, накладные — по компьютерным сетям. В целом, по словам председателя ГТК Александра Шпилевского, сроки таможенного оформления сократятся в 10 раз. Словом, налицо дебюрократизация таможни.

Несмотря на привлекательность проекта нового Таможенного кодекса, некоторые вопросы, как, скажем, относительно таможенного режима свободных экономических зон, у участников вчерашнего заседания остались. Документ отправлен на доработку, но предполагается, что уже в первом полугодии будущего года он будет внесен в Палату представителей Национального собрания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter