Правила движения на "Театральных перекрестках"

По своей природе народный театр призван объединять крайности - прозу жизни и поэзию театра.
О народном театре когда-то замечательно сказал в фильме "Берегись автомобиля!" герой Евгения Евстигнеева: "Представьте, насколько продуктивнее бы работала Ермолова в театре вечером, если бы днем она стояла у фрезерного станка!" В каждой шутке - лишь доля шутки. Артистам из народа, по крайней мере, театр действительно "строить и жить помогает". По своей природе народный театр призван объединять крайности - прозу жизни и поэзию театра. Отношение к нему порой бывает окрашено в ироничные тона, мол, народный театр - театр ненастоящий. Однако это взгляд поверхностный и в корне неверный. В народном театре все настоящее - актеры, декорации, аплодисменты, а по части эмоций он может вполне дать фору профессиональным коллективам. Ведь здесь все честно. Здесь все по любви и вдохновению.

Республиканский фестиваль любительского театрального искусства "Театральные перекрестки", который только что завершился в Молодечно, наверняка станет предметом для новых размышлений о предназначении народного театра. В Молодечно приехали 15 коллективов из разных городов Беларуси и гости из Литвы. Хотя фестивальные настроения разнились по своей амплитуде - кто-то называл народный театр баловством, а кто-то советовал столичным театрам поучиться у него искренности...

И доярка может быть принцессой...

Основной вопрос, который возник по ходу фестиваля: к чему же стремиться народному театру? Должен ли он в конечном итоге претендовать на профессиональный статус? Ведь новейшая театральная история Беларуси имеет уже несколько примеров, когда на базе народных коллективов были созданы профессиональные. Так Мозырь, Слоним и Молодечно стали театральными городами.

Критик Татьяна Комонова

: - Профессиональное и любительское искусство ставят перед собой различные задачи. Это совсем разные жанры. Любительское искусство прежде всего направлено на то, чтобы люди, не имеющие никакого отношения к творчеству по роду своей профессии, имели возможность самовыражаться. Живет человек в деревне, ходит доить коров или работает на тракторе. Но он читает книги, и ему хочется еще что-то сказать людям. Кто-то занимается резьбой, вышиванием или театром. И если мы от них будем требовать профессионализма - это неправильно. Разница в том и состоит, что профессионалы получают за это деньги. Поэтому они должны работать, соблюдая определенные условности и законы. Любители - денег не получают, а получают чувство глубокого удовлетворения. Как они работают на сцене - это другой вопрос. Конечно, хотелось бы, чтобы они осваивали какие-то приемы, пластику, сценическую речь, то есть определенные технологии. В профессиональном театре работают для зрителя. Он главный, потому что он платит деньги. Любители собираются для себя. Они идут после работы в Дом культуры для себя. Поэтому народный и профессиональный театры - совершенно разные виды искусства, они существуют по разным законам. Но проблема даже не в том, кто на что претендует, а в том, что слова "самодеятельный" и "самодеятельность" мы считаем ругательными и унизительными, - и это неправильно, это большое заблуждение и ошибка, ведь корень этих слов в том, что ты действуешь сам! Не всегда Купаловский театр доедет в Столинский район или Браславский. Компенсировать людям, которым не хватает эмоций, отсутствие культурной жизни призван как раз народный театр.

Не ходите, бабки, замуж...

Что до самой программы, то были в ней и настоящее откровение, и откровенные провалы. Были и случайные спектакли, которые потом называли ЧП в фестивальной программе. Например, браславский спектакль "Выходили бабки замуж", который, мягко говоря, оставил жюри просто в недоумении. Неожиданно мало было на фестивале классики. Единственный пример - народный театр-студия "Иллюзион" речицкого Дворца культуры и техники "Нефтяник" представил свою версию "Женитьбы" Гоголя. Вполне возможно, что классика не совсем актуальна для народного театра, который жаждет быть современным, понятным и узнаваемым. Потому и ставят режиссеры собственные пьесы, как, например Евгений Бытковский, режиссер народного театра Дворца культуры текстильщиков ОАО "Камволь". Его комедия "Холостяцкий синдром" не вызвала особых эмоций у жюри, но явно пришлась по душе зрительному залу. Спектакль, кстати, получил награды за лучшую женскую и мужскую эпизодическую роль. Любопытную версию пьесы Дударева "Чорная панна Нясвiжа" показал старейший белорусский народный театр - Несвижский, имени Урсулы Радзивилл. Режиссер театра Валерий Мороз - профессионал и с актерами работает профессионально.

Не народные артисты - но артисты из народа

А как же приходят актеры в театр? У каждого из них своя история, но ключевым словом в ней является любовь.

- Сначала я пришел в детский театр нашего дворца, - рассказывает актер народного театра предприятия "Камволь" Рустам Саматов. - И с тех пор театр для меня - как семья. Собственно говоря, это моя школа жизни. Мне интересен сам процесс. Я стараюсь анализировать себя, исправлять что-то в себе. Хотя у меня есть семья, дом, основная профессия - я занимаюсь фотографией, тем не менее всегда с удовольствием возвращаюсь в театр.

- Я играю в театре более 20 лет, - рассказывает инженер Владимир Сапотько, артист народного драматического коллектива молодечненского частного унитарного предприятия "Энва". - На мой взгляд, в профессиональном театре все как-то обыденно. По-моему, артист должен оставить на сцене каплю крови. Профессионалы этого уже не делают.

- А я в театре недавно, - рассказывает Иван Синявский, актер театра "Метаморфозы", студент Молодечненского строительного лицея, - но за это время я успел его полюбить. Надеюсь, что и моя будущая профессия столяра-плотника пригодится мне в театре. Смогу делать декорации для своих спектаклей.

Пять вечеров одного автора

Немало шуток вызвал факт, что 5 спектаклей были поставлены по пьесам Алексея Дударева. Сам драматург прокомментировал это иронично: "Ну, значит, нашли своего автора..." И добавил

: - То, что 5 спектаклей поставлены по моим пьесам, - на самом деле плохой показатель. Мне гораздо интереснее было бы участвовать в фестивале, если бы, кроме меня, было еще 14 современных белорусских драматургов. Но их нет. Я бы хотел, чтобы было кому завидовать или кого-то поддерживать. Так, как когда-то меня поддержал Андрей Егорович Макаенок.

Фестивалю афиши не нужны?

Об организационных минусах не говорили вслух, но они имели место. Оказалось, что фестиваль совершенно не рекламировался, а сама афиша фестиваля появилась за день до его открытия. Этим и объяснялись полупустые залы на большинстве спектаклей. Жаль, что не приехали в Молодечно так ожидаемые коллективы из России и Украины. Единственными иностранными гостями на фестивале был литовский коллектив из города Кельми. Зато их спектакль "Зальдоконе" компенсировал все недостающие эмоции - настолько ярким оказалось прочтение литовцами своего классического наследия. Этот спектакль получил приз театральных деятелей.

- Народные театры заслуживают самой высокой оценки - это самопожертвование, подвижничество, - подвела итог фестиваля председатель жюри Мария Захаревич.

А призов раздали много. Вместе с грамотами участникам подарили пылесосы, ковры и телевизор. Гран-при получил спектакль "Волки" образцового театра-студии "Параллель" Барановичского Дворца детского творчества. Но кроме подарков, самодеятельные артисты увезли главное: желание и обещание обязательно встретиться вновь через два года в Молодечно, на новом фестивале...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter