Правила для СМИ уточняются

Лилия Ананич: Нынешняя система ответственности субъектов в сфере массовой информации недостаточно четкая и не позволяет применять к нарушителям законодательства действенные меры

Изменения правил игры на  информационном поле всегда вызывают живой отклик в обществе. Это объяснимо. Ведь право на получение достоверной, оперативной информации о происходящем в мире и в собственной стране гарантировано Конституцией. От того, как освещается жизнь общества, во многом зависят темпы и  направления его развития. О проекте нового  Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации», одобренного депутатами Палаты представителей Национального собрания в первом чтении, заранее ходило немало толков: как отныне будет выстраиваться работа СМИ, какие меры воздействия предусмотрены за те или иные нарушения и т.д. и т.п. Всегда ведь есть те, кто нововведения воспринимает с опаской, заранее предвкушая негативные последствия. Прояснить ситуацию мы попросили первого заместителя министра информации Беларуси Лилию АНАНИЧ. 

— Лилия Станиславовна, для чего вообще потребовалось менять действующий закон? 

— Необходимость подготовки этого документа возникла в связи с тем, что нормы действующего ныне закона о печати во многом устарели, наблюдается явное несоответствие его положений Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Проект Закона «О средствах массовой информации» был разработан в соответствии с пунктом 37 плана подготовки законопроектов на 2001 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2001 года № 9. Как видите, достаточно много времени потребовалось, чтобы предложить новый законопроект о СМИ. В процессе работы над ним были проанализированы национальное законодательство, законодательства России, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Украины, Молдовы, Армении, Германии, США, Канады, Великобритании, Франции, Австрии, Нидерландов, Швеции, Испании, материалы глобальной информационной сети Интернет, а также изучен ряд научных монографий по проблемным вопросам правового регулирования средств массовой информации. Учтена правоприменительная практика, которая выявила целый ряд существенных недостатков действующего закона. Предложенный законопроект устанавливает четкие правила деятельности на информационном поле страны в целях реализации конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации.

— Какие недостатки в действующем законе в первую очередь  подтолкнули к его изменению? 

— Отсутствие определения ряда ключевых понятий в сфере массовой информации, например, таких как аккредитация журналиста, вид средства массовой информации, корреспондентский пункт, иностранное средство массовой информации, недостоверная информация, юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации. Отсутствие нормы о сфере действия закона,  четкого механизма учреждения и государственной регистрации средств массовой информации, в том числе иностранных и СМИ, учреждаемых государственными органами и государственными организациями, эффективного механизма применения мер ответственности к субъектам правоотношений в сфере массовой информации. И ряд других. 

— Как известно, сегодня остро стоит вопрос определения  правового статуса средств массовой информации, которые распространяются через глобальную компьютерную сеть…  

— Действительно. Одна из важнейших проблем, связанных с использованием сети Интернет, — соотношение категорий «сеть Интернет» и «средство массовой информации». Установление такого соотношения имеет важное правовое значение, в том числе с точки зрения возможности привлечения лиц, виновных в правонарушениях с использованием сети Интернет, к юридической ответственности. 

Следует учитывать, что для большинства актов законодательства  Беларуси характерно понимание Интернета в качестве глобальной компьютерной (информационной, телекоммуникационной) сети. Ни в одном из актов нашего законодательства сеть Интернет и ее ресурсы прямо не названы средствами массовой информации. В разработанном законопроекте порядок государственной регистрации СМИ, распространяемых через глобальную компьютерную сеть Интернет, отнесен к компетенции Совета Министров. 

— Еще до того, как  проект закона был одобрен депутатами, звучали высказывания, что документ значительно ужесточает санкции по отношению к проштрафившимся СМИ. Насколько они справедливы? 

— Нарушители на информационном поле были всегда. Кто-то делает это по неосторожности, кто-то — намеренно. В любом случае правила работы для всех должны быть одинаковыми, а меры воздействия — эффективными. Нынешняя система ответственности субъектов в сфере массовой информации недостаточно четкая и не позволяет применять к нарушителям законодательства действенные меры. К примеру,  в нынешнем законе отсутствуют четкие основания для применения к средствам массовой информации таких мер ответственности, как письменное предупреждение, приостановление и прекращение их выпуска. В свою очередь практика вынесения письменных предупреждений показала, что зачастую они малоэффективны. 

Предложенный вариант закона усиливает ответственность учредителя. Это касается выполнения им требований, заявленных при госрегистрации СМИ, а также содержания информации, распространяемой его изданием. В законопроекте установлены категории информации, распространение которой СМИ запрещено или ограничено. К ним относятся сведения, пропагандирующие использование наркотиков, психотропных веществ, информация, направленная на пропаганду войны, экстремистской деятельности, насилия или жестокости, а также скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей или оказывающие вредное влияние на их здоровье. 

 — Что предусмотрено для устранения пресловутого бюрократизма? 

— В целях дебюрократизации процедуры государственной регистрации средств массовой информации предложено упразднить согласование их размещения с местными исполнительными и распорядительными органами, институт продления срока рассмотрения заявления о государственной регистрации СМИ в случае, когда возникла необходимость запроса Министерством информации дополнительных сведений по уточнению представленных для государственной регистрации документов. Данный институт на практике не применялся. Определен срок, в течение которого средства массовой информации должны пройти перерегистрацию в связи с возникновением оснований для этого. Кроме того, восполнен еще один пробел действующего закона — определен срок, в течение которого за учредителем СМИ сохраняется право приступить к его выпуску (в течение года — для телевизионных и радиовещательных средств массовой информации и шести месяцев — для печатных со дня включения их в Государственный реестр средств массовой информации).  В законопроекте, по аналогии с законодательством зарубежных стран, предусмотрены основания для освобождения от государственной регистрации. Хочу отметить, что после вступления в силу данного закона средства массовой информации должны будут пройти перерегистрацию. Она будет осуществляться без взимания платы за внесение изменений и дополнений в учредительные документы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter