Правила безопасного перехода

Более 12.000 водителей подписали петицию за строительство надземных переходов на скоростной трассе

Наделала шума в интернете петиция, которая призывает строить на скоростных дорогах надземные или подземные переходы. Поводом стала страшная авария на 57–м километре трассы М–4, связывающей Минск и Могилев, где вечером 18 августа под колесами автомобиля погибла восьмилетняя девочка. ДТП случилось на одном из нерегулируемых пешеходных переходов, которые уже не встретишь на европейских магистралях такого типа. Под предложением в считаные дни подписались более 12 тысяч автомобилистов — своеобразный рекорд для подобных коллективных обращений в нашей стране. Но изменит ли это ситуацию? И станут ли дороги безопаснее для пешеходов и водителей?


Участок, где случилась трагедия, уже давно заработал нехорошую репутацию. При ограничении скорости в 120 км/ч, анализирует последние события автор петиции Анатолий Тыдиков, здесь есть угроза и для пешехода, которому непросто безопасно перейти дорогу, и для водителя. Да, по правилам, чтобы избежать наезда на человека, автомобилист обязан снизить скорость вплоть до полной остановки машины. И скоростной режим в зонах нерегулируемых пешеходных переходов ограничен до 70 км/ч. Но проблему это, по мнению владельцев транспортных средств, не решает: вечером сложно заметить пересекающего дорогу человека (особенно если тот пропустил стаканчик–другой алкоголя), а если еще и непогода за окном — риск аварии возрастает в геометрической прогрессии. Собственно, и инициатор обращения озаботился проблемой, проанализировав личный опыт поездок по М–4:

— Пару раз в неделю я езжу по этой трассе, постоянно вижу там аварии и понимаю, что однажды могу оказаться на месте такого водителя. Естественно, не хочется отвечать перед законом из–за того, что проектировщики дороги не учли такие опасные участки...

Откуда взять деньги на строительство безопасных переходов? Анатолий, как и многие подписавшие петицию, предлагает учесть то обстоятельство, что проезд по данной магистрали платный. Изначально идеей Тыдикова было набрать 100 тысяч подписей, после чего записаться на прием к руководителю Госавтоинспекции. Но, говорит, сотрудники ГАИ сами обратили внимание на проблему и предложили встретиться, чтобы обсудить вопрос.

Обсуждать действительно есть что, ведь ситуация непростая. Представители Госавтоинспекции говорят, что всегда выступают за то, чтобы опасных точек на трассе было меньше. И при рассмотрении проектной документации на строительство очередной дороги предлагают все меры безопасности, в том числе пешеходные переходы в разных уровнях. Другое дело, что финансовый вопрос в полномочия ГАИ не входит. Но если в каком–то месте повторяются ДТП, Госавтоинспекция принимает все возможные меры и вносит свои предложения, как усовершенствовать дорожные условия. В итоге за последнее время в стране появились около десятка переходов разных уровней. Вот только окончательное решение всегда за местными властями или содержателями дороги, из–за чего на воплощение в жизнь некоторых инициатив уходит слишком много времени...


Сама трасса М–4 построена еще в 2000–х годах, когда не было достаточной нормативной базы. И на магистрали присутствуют автобусные остановки, с которыми должна быть пешеходная связь, обращает внимание пресс–служба УГАИ МВД:

— С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый межгосударственный стандарт, по которому устройство пешеходных переходов в одном уровне на дорогах I категории (то есть с разделительной полосой) не допускается. И это учитывается, но при проектировке и строительстве уже новых дорог.

Не все здесь однозначно и по мнению Министерства транспорта и коммуникаций. Например, стоимость строительства одного надземного перехода на такой четырехполосной дороге, как М–4, обойдется примерно в 600 — 700 тысяч рублей. Стоит ли говорить, что на каком–то этапе может возникнуть вопрос или об ускорении работ, или об их удешевлении. Тем не менее ситуация меняется к лучшему. Сергей Леончик, заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Минтранса, анализирует последние результаты:

— Построена вторая кольцевая автодорога, реконструированы трассы М–4 и М–5. Сейчас ведем реконструкцию дорог М–6 Минск — Гродно, Р–23 Минск — Микашевичи и ряда других. И в проектах любой реконструкции мы предусматриваем изначально все, что определено нормативными документами. Проекты проходят общественное обсуждение и государственную экспертизу.

Представители Минтранса уверяют, что во время подготовки к реконструкции работают со всевозможными инстанциями, в том числе пристальное внимание уделяют пешеходным переходам, анализируя не только пешеходное, но и велосипедное и автомобильное движение. Для новых дорог и тех, которые запланированы для реконструкции, это вполне реально. Но что делать с большой сетью уже существующих трасс, растянувшихся на 16.000 километров? Скорости сегодня растут, а на таких магистралях с избытком пешеходных переходов на одном уровне с дорогой. Ясно одно: дополнительные меры безопасности дорожного движения здесь просто необходимы.

Трасса М–4 недавно, к слову, обзавелась одним надземным переходом. Вот только в Минтрансе уверены: пешеходное движение на одном уровне с автомобилями — лишь одна из комплекса причин, из–за которых случаются ДТП:

— Не стоит забывать и о пьяных пешеходах, и о проблеме обозначения себя в темное время суток, и о человеческом факторе. Но места концентрации ДТП мы постоянно анализируем и по каждому конкретному случаю принимаем решение, учитывая многие факторы, в том числе динамику развития региона и возможности дорожного бюджета.

Словом, к мнению водителей по поводу трассы М–4 обещают отнестись со всей серьезностью. А одной из мер улучшения безопасности на этом участке, считает Сергей Леончик, мог бы стать перенос остановки внутрь поселка, чтобы пассажиров не высаживали на проезжую часть.

ШТРИХ К ПРОБЛЕМЕ

Яблоком раздора на скоростных трассах нередко становятся места, где по решению местных властей появляется очередная автобусная остановка. Пешеходов через дорогу пропустить надо, вот и рисуют на асфальте зебру. Да, говорят одни специалисты, такие переходы можно сегодня все закрыть — тогда ответственность за ДТП в этом месте полностью ляжет на пешехода, которому придется как–то пробираться от автобуса на ту сторону через потоки машин. Можно поступить куда проще, предлагают им другие эксперты, — просто поставить светофор, что в некоторых местах практикуют. Но, согласитесь, трудно представить на заграничных автобанах очередь автомобилей, ждущих зеленого света...

ЦИФРЫ «СБ»

По данным Минтранса, сегодня статистика смертности на дорогах у нас — 6,11 человека в год на 100 тысяч населения. Это лучше, чем в Польше, России, Украине и многих европейских странах. Мы приближаемся к уровню скандинавских стран.

КСТАТИ

Пешеходные переходы разных уровней, говорят в Минтрансе, тоже нередко становятся причиной для конфликтов. Против таких конструкций выступают жители близлежащих деревень: мол, верните как было, нам неудобно! Подниматься вверх по лестнице, жалуются пенсионеры, слишком тяжело, а спускаться вниз в подземный переход — страшно.

pasiyak@sb.by

Фото Павла ЧУЙКО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Павел ЧУЙКО
Загрузка...
Новости