Книга литовской журналистки Руты Ванагайте «Свои» о роли литовцев в убийстве евреев расколола Литву

Правду говорить нелегко, но нужно

Два года назад литовская журналистка Рута Ванагайте написала книгу «Свои». Она рассказала о том, как во время Холокоста 5 тысяч литовцев расстреляли 200 тысяч евреев. Книга спровоцировала скандал, пишет Би–би–си. В итоге журналистка под давлением уехала из страны и опубликовала книгу в России.

Рута Ванагайте.
ФОТО WWW.BBC.COM.

Главным символом Холокоста в Западной и Центральной Европе стали концентрационные лагеря. В Литве все было иначе. Расстрелы проходили в случайных местах — лесах, городах, селах. По всей стране 227 мест массовых убийств. Хоронили — вернее, закапывали — обычно под слоем извести — там же, где расстреливали. Определить поименно персонал концентрационных лагерей гораздо проще, чем составить списки тех, кто участвовал в лесных расстрелах. Никто не знает точно, кто нажимал на курок, кто конвоировал, кто охранял, а главное — насколько все это делалось добровольно...

Рута Ванагайте утверждает, что в литовском Холокосте участвовали в первую очередь литовцы, а не «немцы и горстка местных выродков», как принято считать. По ее словам, эту правду мало кто знает. «20 тысяч человек участвовали в конвоировании, в охране и в убийствах, 36 тысяч были в гражданской администрации, — перечисляет Рута Ванагайте. — Потом после расстрелов евреев в каждом городке были аукционы имущества. Значит, те люди, которые ехали на эти аукционы, — они тоже часть этого процесса или нет? Я спрашиваю, я не знаю».

Историки не спорят с Ванагайте: стреляли действительно преимущественно литовцы. Но эксперты в один голос утверждают — эту правду давно все знают. Формально все действительно так: в Литве есть памятники, мемориальные доски, музеи, выходят книги и статьи, посвященные Холокосту. Однако ни один прохожий — в Каунасе или поселке Науянеряй — не был в курсе того, что места массового расстрела и захоронения находятся рядом с ним. И далеко не каждый оказался готов отвечать на вопрос, кто виноват в расстрелах. «Об этом надо помолчать — кто кого расстреливал», — говорит Би–би–си Виолетта из Каунаса.

Однако благодаря книге Ванагайте тема Холокоста надолго закрепилась в новостных заголовках в Литве, а «помолчать» о том, кто стрелял, стало почти невозможно.

Сейчас Рута Ванагайте убеждена, что в 1941 году уничтожение евреев было частью литовской политики. «Этническая Литва без евреев, без русских, без поляков была мечтой моей страны в эти годы, — рассказывает Ванагайте. — Сначала идея была выгнать евреев, а потом понемножку, понемножку... их выгнали глубоко под землю».

Книга «Свои» о роли литовцев в убийстве евреев расколола Литву. Ведь в ней, как резюмирует Би–би–си, рассказывается о страшных, но правдивых страницах истории страны. Сама же автор книги считает, что литовское общество должно начать говорить правду самому себе.

Кирилл ОРЛОВ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter