Белгосмузей истории Великой Отечественной войны представил 200 работ художников на тему событий 1941 - 1945 годов

Правдивая палитра войны

Впервые Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны извлек из фондов более 200 работ художников, оцифровал и представил публике. Эти картины стали собирать с 1942 года. Подробности напомнила Наталья Филиппович, ведущий научный сотрудник отдела письменных и изобразительных источников: «Кое–что экспонировалось в первой постоянной экспозиции музея, открывшейся 1 мая 1947 года. Но все вместе эти уникальные произведения, запечатлевшие фрагменты войны, увидели свет только теперь — на страницах изданного к Году культуры альбома–каталога «Палитра памяти».


В современной экспозиции можно найти лишь считаные полотна. Но для «СБ» сделали исключение и позволили кое–что отснять в фондах. Одни из самых раритетных полотен — творения 1943 — 1944 годов. Это зарисовки по следам боев и оккупации. Среди них работы кисти Волкова, Дучица, Гембицкого, Зайцева, Корженевского, Цвирко. Наталья Филиппович подчеркивает: «Они с документальной точностью передают трагизм искалеченной родной земли после ее освобождения».

Впервые составлены творческие биографии 39 художников. Поэтому по фондохранилищу мы ходили вооруженные самыми точными данными. Вот, к примеру, этюд Михаила Филипповича «Грабитель» 1944 года. На нем фашист срывает одежку с мальчика, лежащего на снегу. Филипповича все знают как автора этнографических зарисовок, картин на тему белорусской старины. И вот — неожиданная тема. К слову, в 1944 — 1945 годах живописец принимал участие в оформлении первой экспозиции музея войны.

Михаил Филиппович. «Грабитель». 1944 г.

Любопытно полотно Абрама Кроля и Мая Данцига «Подвиг Ивана Цубы». Творческий союз двух известных мастеров — большая редкость.

На первый взгляд «дежурной» выглядит картина Исаака Давидовича и Евгения Тихановича «Праздник Победы 9 мая 1945 года в Минске», написанная в 1955–м: запечатлено торжество у стен Дома Правительства. Улавливается сходство с полотном Валентина Волкова «3 июля 1944 года в Минске», хранящимся в НХМ: горожане и солдаты, цветы и мотоцикл, радость и пафос на лицах. Одна картина великолепно дополняет другую. Может быть, когда–нибудь музеи договорятся о совместной выставке двух живописцев.

Владимир Соколов. Портрет Героя Советского Союза В.З.Царюка. 1947 г.

Генрих Бржозовский в 1944–м написал полотно «Разгром художественного ателье немецкими варварами». Известно, что в начале оккупации художник жил в Минске. Наверняка видел реальные примеры варварства нацистов. И хотя он умер в 2006 году, никто так и не спросил об истории возникновения картины. Может, потому что она долго лежала «забытая» в запаснике...

Многие работы — это не только яркие примеры социалистического реализма, но и документальные свидетельства. Например, на холсте Виктора Версоцкого, освобождавшего Варшаву, отображены руины польской столицы 17 января 1945–го: солдаты, местные жители у костела в сильный мороз...

Виктор Версоцкий. «В Варшаве 17 января 1945 г.». 1972 г.

Война — это не только сражения, а и жизнь в оккупации, счастье освобождения. Вечная тема преступления и наказания. Художники отобразили разные аспекты того героического и трагического времени. Чтобы мы помнили.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 33 (24915). Суббота, 20 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter