Союзные парламентарии обсудили проблемы унификации законодательства

Права – соблюдать, право – совершенствовать

Союзные парламентарии обсудили проблемы унификации законодательства


Имеют ли право миграционные службы России требовать от белорусов, работающих в России, сдачи экзамена по русскому языку, который в Беларуси к тому же является одним из двух государственных языков?



Этот вопрос стал одним из многих, оказавшихся в центре дискуссий участников постоянно действующего семинара по вопросам строительства Союзного государства при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Семинар проходил в Минске, и его главной темой на этот раз стала дальнейшая гармонизация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Открывая семинар, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, депутат Государственной думы России Татьяна Москалькова напомнила, что без гармонизации законодательства невозможно построить интеграционное сообщество. Ну а чтобы правовая система Союзного государства развивалась эффективно, необходимы единые подходы к национальным правовым системам.

Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин полагает, что это «вечная» и, пожалуй, самая важная тема: законодательные базы двух наших стран находятся в постоянном движении, они развиваются. Поэтому их гармонизация должна вестись постоянно.

Движение Союзного государства в сторону неуклонного обеспечения равных прав и социальных гарантий граждан Беларуси и России очевидно. Так небезосновательно резюмирует работу многих союзных структур Татьяна Москалькова: «Сегодня белорус или россиянин, пересекая белорусско-российскую границу, не сталкивается с прохождением таможенного и пограничного контроля. Оказавшись на территории братской страны, он свободен в выборе места учебы, поиска работы с дальнейшей гарантией соблюдения всех социальных и пенсионных гарантий. Подоходный налог он будет платить по ставке для резидентов с первого дня работы. Равные права граждан Союзного государства – это фактическое состояние дел».

Но суть конференции – не констатация того, что уже есть, что реально работает. В Минске больше говорили не о достижениях, а о существующих проблемах, недоработках. Их, увы, тоже немало. Больше всего «шероховатостей» в сфере собственности Союзного государства, в решении миграционных вопросов, в плоскости достижения согласованной промышленной политики.


Фото Владимира КОРОБИЦЫНА

В качестве примера наиболее острой проблемы участники семинара рассмотрели ситуации с белорусами, которые приезжают работать в Россию. По новому российскому законодательству, миграционные службы требуют от них сдачи экзаменов по русскому языку. Тем самым, по мнению участников минской встречи, нарушаются равные права белорусов и россиян. Ведь в отличие от граждан ряда других государств – участников СНГ для белорусов русский язык не иностранный: в Беларуси он является одним из двух государственных. Поэтому ставить под сомнение его знание белорусами попросту несерьезно.

Вспомнили участники семинара и о водителях-иностранцах в России, к которым с 1 июня 2015 года хотели причислить и белорусов. Это привело бы к увольнению как минимум 4 тысяч человек. Это только те, кто работает в российско-белорусском приграничье, а по всей России таких людей в разы больше. Благо в ситуацию вмешались союзные парламентарии.

Итог – поправки в федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» Госдумой Российской Федерации заблокированы на два года. За это время будет подготовлено соглашение между Беларусью и Россией, которое определит единые подходы к порядку выдачи водительских удостоверений в наших странах.

На форуме выступили более тридцати участников встречи, внесено более полусотни конкретных предложений, с учетом которых и был принят итоговый документ. В нем изложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию правовой системы Союзного государства.

В работе семинара участвовали депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Евразийской экономической комиссии, Исполнительного комитета и Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, Министерства труда и социальной защиты Беларуси и  Министерства юстиции, ученые-юристы и практики.


Гармония закона


Гармонизация законодательства для обеспечения  реализации союзных договоренностей – один из важнейших факторов для развития интеграционных процессов, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, доктор юридических и философских наук, генерал-майор полиции Татьяна Москалькова.

Татьяна Москалькова– Парламентское Собрание прошло большой путь в своем развитии, при этом главное направление его деятельности остается прежним – это выработка правил игры для участников существующей системы правоотношений, построение правового каркаса для двух государств, образующих Союзное государство, а сегодня еще четырех государств – членов ЕАЭС и шести участников ОДКБ.

Важно понимать, какой должна быть форма нормативно-правовых актов (НПА), механизм их принятия, как он устанавливается для субъекта правоотношений, какую часть законодательного массива необходимо унифицировать.

В 1996 году, на этапе существования Сообщества России и Беларуси, Парламентское Собрание получило право разрабатывать и утверждать модельные законы, вносить предложения в органы исполнительной и законодательной власти для принятия тех или иных законодательных актов.

После создания Союза Беларуси и России у Парламентского Собрания появилась  возможность принимать НПА, имеющие статус законодательных рекомендаций. Они должны рассматриваться парламентами государств – участников Союза в первоочередном порядке. За Парламентским Собранием сохранилось право внесения законопроектов в Высший Совет Союза и другие полномочные органы государств-участников. За это время было приято 11 таких правовых актов по различным сферам.

Хочу напомнить, что Договор о создании Союзного государства предусматривал создание двухпалатного парламента.

Парламенту предоставлялось право принятия актов прямого действия – законов Союзного государства. Подзаконная база должна была вырабатываться государствами, входящими в Союз, путем имплементации норм, модельных законов в действующее законодательство.

Но быстро создать новое государственное образование, не пройдя необходимые  исторические периоды, оказалось невозможным. Поэтому сегодня главными определяющими союзного строительства, с одной стороны, являются упрочение суверенитета и самостоятельности России и Беларуси, а с другой – расширение интеграции и укрепление Союза. Именно это обеспечивает увеличение товарооборота, дает возможность объединить  усилия для обороны и противодействия вызовам и угрозам глобального мира.

Иногда слышишь: если парламент Союзного государства пока не создан, принятие  Конституционного акта тоже не стоит в первоочередной повестке – то какие в таком случае у него  полномочия для принятия нормативно-правовых актов?

Договор о Союзном государстве дает ответ и на этот вопрос. Если парламента нет, его функции, как я уже говорила, в полном объеме выполняет Парламентское Собрание. Но если речь идет о принятии законов и основ, то это противоречит Конституциям наших стран, в которых не предусмотрены наднациональные органы в сфере политики и обязательные для исполнения законы, за исключением международных актов.

Несмотря на то что у нас есть Договор о создании Союзного государства от 1999 года, практика  показала, что основные нормы по формам правовых актов не реализуются. Значит, наша задача – понять и выработать механизм правового регулирования деятельности Союзного государства как в целом, так и по отдельным направлениям его функционирования. Первым законом, принятым в форме декрета (что тоже предусматривается договором), был Декрет «О порядке формирования и реализации бюджета Союзного государства». Этот нормативный акт определяет формирование и реализацию бюджета, фиксирует понятие и регламентирует компетенции Счетной палаты Союзного государства, определяет механизмы проверки эффективности и целевого использования союзного кошелька. Это очень важный документ, который и должен стать моделью для выработки видов НПА. Нам, видимо, необходимо скорректировать договор в части форм нормативно-правовых актов, порядка их принятия и механизма реализации.

При этом важно сохранить институт рекомендательных актов и выработать механизмы их реализации. Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов на соответствие законам, декретам и основам Союзного государства.

Поэтому, на мой взгляд, в регламенте Госдумы важно закрепить норму, обязывающую проводить правовую экспертизу на соответствие законопроектов не только международным правовым актам, но и правовым актам интеграционных систем, созданных и работающих на постсоветском пространстве – Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.

Нам же нужно организовать и упорядочить эту деятельность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter