Источник: Знамя юности
Знамя юности

Почему выпускники автошкол боятся садиться за руль

«Права получила, а ездить боюсь»

У нас в стране 443 автошколы. Их работу оценивают предприятие «Белтехосмотр» и Белгосинститут метрологии: они мониторят учебный процесс, следят за состоянием материальной базы, проверяют документы. К визитам проверяющих органов школы готовятся серьезно, поэтому чаще всего вопросов не возникает. Зато порой они возникают у курсантов. Например, почему, отучившись в автошколе и сдав на права, они так и не чувствуют себя настоящими водителями?


Минчанка Алена Князь получила права еще в январе. С тех пор села за руль всего несколько раз и те не­удачно: то заглохнет на светофоре на глазах у сотрудников ГАИ, то устроится в кресле припаркованного во дворе автомобиля поудобнее, настроит зеркало заднего вида, вставит ключ зажигания, достанет его и… пойдет на троллейбусную остановку. С подобными проблемами сталкиваются многие. Алена вспоминает:

– Не успела откатать 30 часов «города», как инструктор объявил, что завтра у меня внутренний экзамен, а следом ГАИ. Когда поинтересовалась, почему бы мне для начала не отъездить все положенные часы, в ответ услышала: «Зачем тратить время, если ты и так прекрасно ездишь?» Проблем с вождением у меня действительно не было, поэтому спорить не стала. Экзамен сдала с первого раза, а вот сесть за руль собственной машины не могу. Наверное, дело в том, что я привыкла колесить по знакомому маршруту или кружить по площадке, а в городе мне приходится осваивать новые улицы и маршруты, включая МКАД, на которую с инструктором ни разу не выезжала.

Водительские права должны быть подтверждением того, что водитель способен управлять авто в любых условиях, днем или ночью, в дождь или снег, на автомагистрали или проселочной дороге, уверен начальник межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Минска Сергей Демченко:

– К сожалению, не все автошколы ответственно подходят к процессу обучения: не каждой удается нанять заинтересованных в результате работы инструкторов, провести занятия согласно программе, а также объективно оценить знания учащихся на внутренних экзаменах. Так что у нас часто возникают вопросы к качеству подготовки курсантов.

Начальник отдела организации подготовки водителей автомобилей «Белтехосмотр» Александр Шут с коллегой не согласен:

– Ни в нашей стране, ни за рубежом не существует определения понятию «качество подготовки водителей», поэтому и оценивать его нельзя. Раньше ГАИ составляло рейтинги автошкол по результатам сдачи экзаменов в ГАИ, теперь анализирует количество аварий, участниками которых становятся молодые водители. Мы до сих пор не определились, какой параметр брать за основу. На мой взгляд, у нас есть устоявшаяся система подготовки водителей, которая себя зарекомендовала, и менять ее не стоит. Скептикам, списывающим неудачную статистику по сдаче экзаменов на автошколы, следует помнить, что в любом образовательном процессе одинаково важны роль и преподавателя, и ученика. Если человек приходит с настроением добиться результата, то у него все получится. Если же он рассуждает так: «Я заплатил, и пусть меня на­учат» – результата не будет.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются водители-новички, – психологический барьер.

Алена Князь знает об этом не понаслышке:

– Тот, кто хочет пойти в автошколу, должен сдать анализы, сделать флюорографию, кардиограмму и пробежаться по врачам. Психологическую готовность сесть за руль и стрессоустойчивость не проверяет никто. А ведь без этого на дороге не обойтись.

Специалисты также давно об­суждают необходимость введения психологического тестирования при приеме в автошколу. Кроме того, рассматривается возможность включения в программу обучения курса психологической подготовки учеников. На занятиях будут объяснять, как сохранять спокойствие в непредвиденных ситуациях. И хотя от идеальных наши автошколы еще далеки, статистика по авариям с участием молодых водителей не такая уж и плохая: за шесть месяцев этого года в Минске произошло 281 ДТП, всего в семи из них фигурировали новички.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Татьяна Шевченок, мастер по маникюру, Новополоцк:

– Получила права в 2008 году. У меня был замечательный инструктор, к которому я приходила на дополнительные занятия даже после успешной сдачи экзамена. Не потому, что были проблемы – просто хотелось повысить свой уровень, чтобы уверенно чувствовать себя не только на локальных дорогах, но и на трассах республиканского значения. Периодически ездим с супругом в Минск, расстояние в 250 километров делим пополам. Правда, от машин с наклейкой «70» стараюсь держаться подальше – понимаю, что это для водителя может быть первая самостоятельная поездка.

Доучи ученого

Чему не учат в автошколе из того, что должен знать каждый, кто сел за руль? Руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников дает советы новичкам.

Поборите комплекс «пустого сидения»

– Бывает, выпускники автошколы не умеют принимать решения в соответствии с дорожной обстановкой, а лишь выполняют указания инструктора: выжми сцепление, включи передачу, включи левый поворотник. Да, на первоначальном этапе это важно, но потом от этого нужно уходить, чтобы не сделать из курсанта робота-манипулятора, который, получив права, не сможет ездить без опытного наставника рядом. Поэтому еще во время обучения старайтесь обходиться без лишних подсказок, а потом разбирайте допущенные ошибки вместе с инструктором.

Нащупайте мертвую зону

– Опытным водителям известно, что полностью доверять зеркалам нельзя, так как они не дают всей картины происходящего. Смоделируем ситуацию: следом за вами едет автомобиль, который решает пойти на обгон. Сначала вы наблюдаете его в зеркале заднего вида, а по мере его перестроения – в боковом. Но прежде чем машина станет видна из водительского бокового окна, проходят доли секунды – считается, что в это время она находится в мертвой зоне и не заметна участникам движения. Чтобы, идя на обгон, контролировать ситуацию, не забывайте повернуть голову и посмотреть в заднее боковое стекло. Этому учат в большинстве авто­школ Европы, Австралии, Японии. Если на экзамене водитель не обернулся, значит, испытание он за­валил.

Смотрите по сторонам

– Неожиданно встретив на дороге препятствие, большинство новичков пытаются сконцентрироваться именно на нем, но это неправильно. Чтобы избежать столкновения, нужно глазами искать пути объезда – смотреть по сторонам.

Будьте готовы ко всему

– В итоге когда новичок, привыкший ехать только по правилам, оказывается на главной дороге, считает, что все должны ему уступить. Вероятнее всего, он не успеет пропустить машину с отказавшими тормозами, выскочившую со второстепенной трассы, – просто потому, что не готов к такому подвоху. У нас подобные ситуации не разбирают, хотя во многих странах им уделяют большое внимание.

odubrovsk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter