Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого

Заместитель министра иностранных дел Виктор Гайсенок рассказывает об инициированном нашей страной равноправном и взаимоуважительном диалоге по правам человека
Заместитель министра иностранных дел Виктор Гайсенок рассказывает об инициированном нашей страной равноправном и взаимоуважительном диалоге по правам человека

— Виктор Анатольевич! 10 декабря 1948 года в парижском дворце Шайо делегаты третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН приступили к обсуждению Всеобщей декларации прав человека — самого известного в мире документа. Как вы руководствуетесь ее принципами не только в профессиональной дипломатической деятельности, но и в обычной житейской ситуации? Какая из статей этого документа вам наиболее близка?

— Важный и интересный вопрос. Существует известное выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого». Каждый из нас осознанно или неосознанно, в той или иной мере, но руководствуется этим положением. Я не исключение. Во Всеобщей декларации этот тезис отражен в первой статье, где говорится, что «Все люди... наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». На мой взгляд, это стержень всей декларации.

Таким образом, Всеобщая декларация прав человека — это базовый документ ООН, позиционирующий отношение к человеку. В 1948 году при ее принятии разгорелась ожесточенная борьба делегаций различных стран, драматизм которой наглядно иллюстрирует хотя бы тот факт, что по тексту проекта декларации голосование проводилось свыше 1.400 раз, — даже по отдельным словам. Это вполне понятно — за спиной у каждой делегации стояли государства со своими историческими, национальными, религиозными и культурными традициями. Декларация отражает видение прав человека объединенными нациями как универсальных и единых для всех.

— Тем не менее далеко не каждое государство может следовать конкретным ее статьям, например, о праве каждого человека на достойный уровень жизни, включая пищу, одежду, жилище, получение образовательных и медицинских услуг... Зато права человека превратились в орудие политического давления одних стран на другие, в том числе и на Беларусь. Что белорусская дипломатия может противопоставить такому положению вещей?

— Да, безусловно, многие положения Всеобщей декларации прав человека все еще остаются декларативными. Тем не менее она послужила отправной точкой для разработки и принятия многих международных документов по правам человека.

Но есть и оборотная сторона медали. Хорошо известно, что Комиссия ООН по правам человека, вопреки заявленным идеям поощрения и защиты прав человека, в последние годы была политическим инструментом в руках западных стран, при помощи которого оказывалось давление на других членов ООН. Под прицелом были прежде всего государства, которые смело отстаивали свои национальные интересы на международной арене и проводили независимую внутреннюю и внешнюю политику, т.е. без оглядки на Запад. В том числе и Беларусь, которая не боится честно и открыто давать оценку тем или иным международным событиям, а также их последствиям для всего международного сообщества — например, война в бывшей Югославии, в Ираке, арабо–израильский конфликт на Ближнем Востоке, так называемая война с террором.

Независимая политика далеко не всем членам международного сообщества приходится по нраву. В таких случаях в международных организациях очень часто используется проблематика прав человека для оказания политического давления на так называемые «неугодные» государства. Необходимо сразу оговориться, что в основном этот метод успешно используется западноевропейскими странами под лозунгом защиты демократических принципов во всем мире.

Мы на глобальном уровне вместе с нашими союзниками продвигаем новые, отвечающие нашим интересам подходы и принципы в области прав человека. И в первую очередь активно поддерживаем создание механизма универсального обзора ситуации в области прав человека во всех странах мира без исключения. Он должен способствовать прекращению практики избирательных нападок на государства на правочеловеческих основаниях. Ведем дело к тому, чтобы страновые резолюции (то есть по одной отдельно взятой стране) можно было применять лишь как инструмент реагирования на факты систематических, грубых и массовых нарушений.

16 ноября этого года третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН принял подготовленную Беларусью резолюцию «Поощрение равноправного и взаимоуважительного диалога по правам человека». Она воплощает в себе абсолютно иной — противоположный западному — подход к рассмотрению вопросов прав человека. Этот подход был поддержан главами государств и правительств государств — членов Движения неприсоединения на саммите в Гаване.

— Вынуждена задать вам и неприятный вопрос. Когда в ООН все же поднимается вопрос о нарушении прав человека в нашей стране, у меня лично складывается впечатление, что наши дипломаты недостаточно активно поработали с коллегами, чтобы объяснить им ошибочность подобного взгляда на Беларусь. Удар надо упреждать...

— Здесь очень важно понять главное — объективный расклад сил в мире сегодня, к сожалению, таков, что голосование в ООН по правам человека идет не по существу вопроса, а по признаку политической и экономической зависимости. В вашем вопросе содержится завуалированный упрек в том, что мы по примеру сильных мира сего не прибегаем к различным формам давления на другие страны, чтобы склонять их на нашу сторону и добиваться нужных нам результатов голосования в ООН. Сила же нашей дипломатии, на мой взгляд, принципиально в ином. Если хотите, эта сила — в правде. Вспомните главный тезис выступления Президента Александра Лукашенко на саммите ООН в Нью–Йорке. Позиция Беларуси — это необходимость честного взгляда на мир. И в этом с нашим Президентом согласилось подавляющее большинство государств мира. К сожалению, и об этом также говорил Глава государства, пока не все из них готовы заявить о своей позиции открыто. В этом состоит главная и, пожалуй, единственная причина того, что отдельным государствам время от времени удается протаскивать в ООН резолюции, направленные против нашей страны.

Поэтому хочу заметить, что Беларусь давно и ни перед кем не оправдывается. Во–первых, нам не за что оправдываться. Ситуация с правами человека в Беларуси не заслуживает такого пристального внимания международного сообщества, которое сегодня навязывается западными странами. Во–вторых, большинство государств мира способны сами объективно и непредвзято оценить ситуацию с обеспечением прав человека в Беларуси.

Давайте посмотрим на имеющиеся на этот момент результаты нашей работы на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. По инициативе нашей страны принята всеобъемлющая резолюция по борьбе с торговлей людьми, которая позволит международному сообществу на новом качественном уровне бороться с этим злом. Впервые в истории ООН вопреки беспрецедентному давлению рассмотрен вопрос о ситуации с правами человека в США. В результате длительной и напряженной борьбы выиграны выборы в ЭКОСОС. Нами также был разработан и внесен проект резолюции о недопустимости нарушений прав человека в ходе борьбы с терроризмом. Другими словами, мы подняли на глобальном уровне весьма чувствительную для США и ряда членов ЕС проблему секретных тюрем ЦРУ и грубых нарушений прав человека.

— В последнее время Беларусь заметно продвинулась на основных площадках — в ЭКОСОС, ЮНИСЕФ... Это, конечно, успех, который можно выразить известным афоризмом: лучшая внешняя политика — это политика внутренняя. Вы согласны с этим — белорусские инициативы востребованы в мире потому, что социальные идеи успешно реализованы у нас дома?

— Да, согласен. ЭКОСОС и ЮНИСЕФ являются весьма влиятельными органами в системе ООН. Многие страны хотели бы оказаться на месте Беларуси и быть избранными в состав ЭКОСОС и исполнительного совета ЮНИСЕФ. Более того, в течение 2006 года постоянный представитель Беларуси при ООН Андрей Дапкюнас является председателем исполсовета ЮНИСЕФ.

С каждым годом конкуренция среди государств — членов в эти органы усиливается и чести быть избранными удостаиваются только самые авторитетные страны. Только те страны, которые имеют значительный и общепризнанный опыт решения определенных вопросов у себя дома, могут серьезно претендовать на выборное членство в международных организациях.

Успехи в социально–экономическом развитии Беларуси признаются государствами не только СНГ, но и других регионов мира. Безусловно, социальные достижения не только принимаются в расчет государствами — членами ООН, когда решается, какого из кандидатов поддержать. Они являются определяющими.

Ряд последних инициатив Беларуси в ООН также существенно укрепил ее международный авторитет. Поэтому я считаю, что международное сообщество справедливо оказало доверие Беларуси как стабильной и процветающей европейской стране. Нам еще больше предстоит сделать, чтобы это высокое доверие оправдать в полной мере. Убежден, что опыт и успехи нашего государства будут востребованы международным сообществом в решении многих социально–экономических проблем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter