Права и ответственность

или  Почему  мы  не  должны  безоговорочно принимать  «либеральные  ценности»

или  Почему  мы  не  должны  безоговорочно принимать  «либеральные  ценности»

Недавно в Москве в храме Христа Спасителя прошел Х Всемирный русский народный собор. Созданный еще в 1993 году, он стал влиятельной структурой гражданского общества. Признанием его заслуг являлось предоставление собору специального консультативного статуса при ООН. Тем не менее последний юбилейный собор многие считают своего рода прорывом. 

Заслуга в этом прежде всего митрополита Смоленского и Калининградского, главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата владыки Кирилла. Выступив с докладом «Декларация о правах и достоинстве человека», он предложил принять национальную, согласующуюся с традиционными религиозными устоями концепцию прав человека. 

Вот уже несколько десятилетий подряд это чисто идеологическое оружие, взятое на вооружение Западом, крушит не только отдельные государства, но и целые общественные системы. Но почему декларируемые им вроде правильные понятия о необходимости защищать права человека, зачастую вступают в противоречия с устоями всего сообщества, откровенно подрывая, деморализуя его. Как правило, в этой ситуации заявленное право отдельной личности ставится превыше прав тысяч, миллионов людей. Но ущемление прав этих миллионов никого особенно не волнует и признается вроде даже «законным». 

Причина такого катастрофического неравенства в том, считает митрополит Кирилл, что в либеральной философии, в которой черпают свои идеи такие поборники «прав человека», игнорируются понятие и проблема греха, и как следствие, отсутствует различие в понимании добра и зла. Согласно этой концепции, «юридические законы нужно уважать, а вот нравственные императивы – совсем не обязательно». Именно поэтому религиозная этика, настаивающая на приоритете нравственных ценностей, сегодня подвергается ожесточенным нападкам. Она объявляется устаревшей, «мешающей прогрессу». Не согласный с такой постановкой вопроса митрополит Кирилл вновь и вновь обращается к дискуссионной теме достоинства личности и прав человека. Отмечая «фундаментальные противоречия между религиозным и секулярным подходами» по этому вопросу, он не может игнорировать того, что сегодня многие страны, в том числе и «православный мир», включаются в интеграцию. «Уже сегодня мы являемся частью общего европейского пространства, по крайней мере, в сфере права», — отмечает митрополит. Но развивая эту мысль, отмечая принадлежность к общеевропейскому пространству географически, исторически, культурно и, конечно же, политически, он тем не менее замечает, что «в нынешних процессах интеграции мы не должны оказаться ведомыми, безоговорочно принимая либеральные поведенческие стереотипы и моральные ценности, которые были сформированы без нашего прямого участия… К сожалению, наше искреннее стремление непредвзято проанализировать комплекс этих идей зачастую безоговорочно отвергается». 

Митрополит Кирилл обратил внимание на тот факт, что зачастую концепцией прав человека прикрывается оскорбление религиозных и национальных ценностей. Критике была подвергнута концепция автономной личности, приводящая «к морали вседозволенности». «Нравственность – едина и неделима. Если, ссылаясь на права и свободы человека, мы раскрепощаем грехи и не останавливаем проявление человеческой дикости, когда в центре Москвы, в Манеже, рубят иконы, а в других местах издеваются над чувствами верующих посредством карикатур, то почему мы удивляемся появлению людей, способных на убийства по национальному и религиозному признаку?» – жестко ставит вопрос митрополит. Он с сожалением отмечает «симптомы», свидетельствующие о стремлении либералов «перейти к открытому употреблению силы» в борьбе с традиционными ценностями и обычаями народов. И как пример наступления воинственной идеологии секуляризма приводит США, где в штате Калифорния, например, было запрещено устанавливать в общественных местах рождественские елки. Принятый год назад во Франции закон, запрещающий публичное ношение религиозных символов, спровоцировал общественную дискуссию о неотъемлемых правах человека, среди которых и свобода вероисповедания. 

Весьма показательным митрополиту показался и случай с одним из уважаемых депутатов Европарламента, которого лишили возможности войти в руководство Европейской комиссии только за то, что он «высказался по вопросу о гомосексуализме в духе христианской традиции». То есть осудил его. Этого коллеги-депутаты не могли ему простить. Но, как говорится, могло быть и хуже. Ведь заключили же в тюремную камеру одного из шведских пасторов только за то, что в своей проповеди он назвал мужеложество грехом. 

«Для нас очевидно, что применение принципа приоритета прав и свобод личности в контексте международных отношений должно основываться на широком консенсусе всех заинтересованных сторон, а отнюдь не на произвольных и выборочных интерпретациях этого принципа, и уж тем более не обслуживать политический или идеологический заказ», — говорит митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он убежден, что секулярные либеральные ценности в том виде, в котором они существуют сегодня, не могут претендовать на статус универсальных. И в этом, я думаю, с ним согласятся все люди, которым дороги не только высокие идеи прав и свобод человека, но и его ответственность перед обществом и миром, в котором все мы живем. 

г. Москва

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter