Практики помогут теоретикам

По каким причинам иностранные инвесторы не торопятся расширять свое присутствие на белорусском рынке? Своим мнением на этот счет поделился директор ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» Эдуард Грамович

Нормативная база Беларуси в последнее время с завидным   постоянством пополняется актами, призванными улучшить деловой климат в стране. Находят ли законодательные действия властей отклик среди представителей бизнеса? И по каким причинам иностранные инвесторы не торопятся расширять свое присутствие на белорусском рынке? Своим мнением на этот счет поделился директор ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» Эдуард Грамович: 

— Действительно, в стране делается многое, чтобы привлечь инвесторов: принимаются добротные, качественные нормативные акты, которые вполне соответствуют уровню аналогичных российских или украинских, а по некоторым позициям даже превосходят их. Однако законодательство — это только фундамент, на котором необходимо выстраивать само здание. Как руководитель компании, не первый год работающей на белорусском рынке, могу сказать: предприняты достаточно серьезные шаги по либерализации экономики, но остается немало подзаконных актов, которые не дают иностранному инвестору в полной мере реализовать свой потенциал. Да, законы действуют, но четкие системы процедур, позволяющих предприятию их применять, до конца не выстроены. С подобными проблемами сталкиваемся периодически и мы. Например, наша компания передает Гродненской табачной фабрике оборудование на спонсорских условиях, и оно облагается соответствующими налогами. Но если бы фабрика сама закупила это оборудование, то от большей части налогов была бы освобождена. Это скорее вопрос приложения действующего законодательства, который вполне реально урегулировать. 

Что касается инвестиционного климата, то представителей бизнеса очень беспокоят оборотные налоги: сегодня это один из «тормозов» для инвесторов. Хотя дело даже не столько в самих налогах, сколько в практике их взимания. Еще один серьезный вопрос связан с имиджем. Существует понятие так называемого общего проверочного фона. Что делает Россия для улучшения делового климата? Проверка предприятия, относящегося к малому и среднему бизнесу, — раз в три года, а внепланово — только с разрешения прокуратуры. У нас, как известно, ситуация иная… Опять же, налоговое законодательство может трактоваться по-разному. Существующие разночтения никак не способствуют подогреву интереса инвесторов. В общем, немало практических вопросов требуют решения, причем сделать это совсем несложно. Уверен, что если привлечь к делу представителей успешно работающих предприятий, то можно найти готовые решения, которые пройдут самую тщательную экспертизу. При этом налоговые поступления в бюджет могут вырасти весьма существенно, если помогать бизнесу развиваться. 

Еще один момент, на который нередко обращают внимание представители бизнеса: о происходящих в Беларуси позитивных процессах мало кто знает за пределами страны. И если российские партнеры получают некоторую информацию из разных источников, то в Евросоюзе – явный дефицит позитивных сведений о нашей стране. Важно держать в курсе изменений хотя бы наших соседей – страны Балтии, Украину… 

Наша компания выстраивает свою стратегию в соответствии с предложенными на рынке правилами игры. В свое время изменились условия для импортеров табачных изделий – и мы подключились к программе импортозамещения, наладили контрактное производство на ГТФ «Неман». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter