Практика отстает от теории

О реформе ЖКХ

В феврале потяжелели жировки. На пресс–конференции по этому поводу министр ЖКХ Владимир Белохвостов рассказал журналистам, что Беларусь будет уходить от перекрестного субсидирования, то есть следовать примеру Запада, где тарифы для населения выше, чем для юридических лиц. Пока же наши предприятия платят за электроэнергию и тепло больше, чем население, тем самым субсидируют нас, граждан. А результат? Экономить мы не очень–то и стараемся...


С тем, что реформа ЖКХ необходима, соглашается брестский архитектор Александр Ивачев, зарегистрировавший первую на Брестчине инжиниринговую компанию, которая предлагает полный комплекс работ по энергосбережению. Александр Ивачев считает, что энергосбережение не только освободит бюджет от ненужных трат, поддержит предприятия, вынужденные производить порой неконкурентную продукцию из–за высоких энергозатрат, но и поможет встать на ноги... агроусадьбам. Как? Дело в том, что Ивачев — руководитель общественного объединения «Брестский областной центр содействия развитию агроэкотуризма «Агроэкотур». Наблюдая за тем, как этот бизнес становится на ноги, он убедился, что больших доходов здесь нет и быть не может. Не все хозяева усадеб даже способны вернуть льготные кредиты, выданные на развитие дела банком. Вот если добавить сюда еще и фермерство, тогда точно будет прибыль, уверен Александр. Однако для того, чтобы фермерский бизнес хорошо шел, нужны не только труд, смекалка, но и большая экономия энергетических ресурсов.


Возможно такое? В будущем — несомненно. Опыт Европы — подтверждение. Далеко за примерами ездить не надо. Мой знакомый фермер поставляет из Тересполя в Брест... соленые огурцы. Шестилитровую банку калиброванных огурчиков–корнишонов сдает рыночным торговцам всего за 15 тысяч рублей. Говорит, урожай овощей каждый год — отличный. Есть свои теплицы, даже овощехранилище, которое подключено к топливному насосу, обогревающему и кондиционирующему при необходимости. Брестские бабушки фасуют тереспольские огурцы в маленькие полиэтиленовые пакеты и продают каждый по 3 тысячи рублей. С банки навар — минимум 20 тысяч. Почему так дорого? Ответ можно найти в магазине, где стоят белорусские консервы. Недешевые, потому как на их цену влияют большие энергозатраты перерабатывающих предприятий...


Энергосберегающие технологии с трудом внедряются в нашу жизнь. Несколько лет назад в Бресте появилась гелиоустановка «Луч» — уникальная и пока единственная. Изготовил ее Брестский радиотехнический завод. А придумал профессор Виталий Северянин. «Луч» предназначен для системы отопления и горячего водоснабжения коттеджей, сельских домов. Он улавливает и концентрирует солнечные лучи на сферическом фокусе, а образующаяся в фокусе теплота передается теплоносителю — воде. Нагретая вода аккумулируется в баке и поступает потребителям. Виталий Степанович объясняет принцип действия своего прибора просто. Оттого кажется невероятным, что установка стоит без дела...


Но Александр Ивачев намерен продвигать не белорусское ноу–хау, которому до промышленного производства еще далеко, а гелиоколлекторы, тепловые насосы и водяные панели, изготовленные за рубежом.


— Да, сразу нужно будет потратиться на установку, но потом — никаких счетов от ЖКХ за отопление, — заверяет Ивачев. — В Швеции, например, до 70 процентов горячего водоснабжения, отопления и кондиционирования зданий обеспечивается тепловыми насосами. В Польше в последние годы активно пошла работа по их установке.


А у нас? В Бресте — ни одного. Ни в частном секторе, ни в общественном. Нам, гражданам, понятно, тратить деньги на такой насос пока смысла нет. Ведь наши затраты на тепловую и электрическую энергию помогают оплачивать предприятия. А те хотя и стонут от тарифов, превышающих расценки для населения порой в десятки раз, экономят, максимально снижая потребление тепла. Экономист, бухгалтер в верхней одежде — обычное для многих предприятий явление.


Если говорить о передовых технологиях, то вспоминается лишь тепличный комбинат «Берестье», который использует геотермические источники для обогрева теплиц. А также брестский мусороперерабатывающий завод, который уже начал получать тепло и электроэнергию из отходов. Еще примеры? К сожалению, они единичны. А ведь нет сомнений, что хотя и с опозданием, но жизнь все–таки заставит нас быть экономными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter