В разных уголках планеты активизируются проекты по созданию региональных валют

Практичные деньги

В разных уголках планеты активизируются проекты по созданию региональных валют и других инструментов для ухода от доллара и евро

Вот уже и Бразилия с Аргентиной заговорили о необходимости создания некой региональной валюты, чтобы доллар не мешался в их взаимной торговле. Впоследствии к валютному союзу могут подключиться Парагвай и Уругвай. Конечно, это только заявление о намерении. Эксперты уже озвучили многочисленные подводные камни проекта, которые скрываются как в волнах экономики, так и чистой политики. И о трансграничной валюте в Южной Америке говорят давно, но без особых практических успехов. Будем откровенны, пока практической реализацией из региональных валют может похвастаться только евро. Но это пока. Раньше был спрос на доллар, сегодня — на независимые от него финансовые инструменты. А раз есть острая потребность, появится и предложение. Видимо, мир действительно в нынешней стадии своего развития движется к мультивалютным системам. Хотя возможны и какие-то другие, неожиданные решения. Вопрос в том, что постепенно деньги, как таковые, теряют свой инвестиционный потенциал и возвращаются к своей ключевой прагматической функции — обеспечивать расчеты в торговле. 

коллаж любови царюк
Окунувшийся в биржевые спекуляции мир оторвался от реальности и стал рассматривать деньги как актив наравне с сырьевыми товарами, акциями и другими физически реальными, существующими предметами инвестиций. Из экономической теории почти напрочь исчез тезис, что доллары, евро, фунты или любая другая валюта — не более чем абстрактное изобретение цивилизации. В прошлом веке это были просто бумажки, в нынешнем — вообще двоичный код. И никакой реальной ценностью сами по себе они не обладают, а только выполняют посредническую услугу между продавцом и покупателем. Конечно, и деньги, и финансовые системы возникли в незапамятные времена, но не сами по себе, а как производная от торговли. Деньги нужны для обмена товарами и совершенно бесполезны в обществе, в котором торговли нет. Например, как во времена первобытно-общинного строя. 

Впрочем, мировая торговля к этому строю, образно говоря, и движется. Некогда скрытые процессы сегодня вышли на открытое пространство и стали совершенно очевидными: взаимодействие между странами замедляется. На то есть объективные и субъективные причины. До безобразия разросшиеся во времена глобализации производственно-логистические цепочки стали настолько запутанными, что обросли разнообразными рисками. Оказалось, что какая-нибудь относительно небольшая неприятность типа севшего на мель контейнеровоза в Суэцком канале может вызвать транспортный, а затем и производственный кризис. Пандемийный коллапс и того ярче продемонстрировал всю хрупкость выстроенной мировой системы. Словом, для повышения устойчивости многие страны начали активно развивать региональное сотрудничество, сокращая цепочки и стараясь их локализовать в соседних государствах если не полностью, то до максимально возможного уровня. 

Санкции не запустили, а лишь ускорили этот процесс, сделав его более откровенным и яростным. 

Собственно говоря, ценность доллара была не в его какой-то стабильности или твердости американской экономики, а в возможности как универсального средства для обслуживания международных товарных потоков. Доллары и евро превратились в объекты для инвестирования во время бурного роста мировой торговли и рынка глобальных инвестиций. Тогда свободно конвертируемые валюты являлись ликвидными: они были нужны всем. Фрагментация мировой экономики снижает эту потребность, как и в целом необходимость в универсальных деньгах, которые как инструмент расчета из-за санкций стали весьма неудобны и ненадежны. Тем более что деньги сами по себе становятся сомнительным активом для инвестирования. 

Вам нужна норвежская крона? Швейцарский франк? Австралийский доллар? Мне нет. Ни в Осло, ни в Женеву, ни в Сидней не собираюсь. Какие товары могут «залететь» из этих стран, тоже сложный вопрос. Точно так же и с долларом. И если акцент взаимной торговли смещается в сторону регионального товарообмена от глобального, то логично использовать и какие-то более удобные деньги, чем «зеленый». У него есть один большой недостаток: чтобы им обмениваться во взаимных расчетах, за него нужно отдать реальные товары и услуги. А зачем платить «далеким дядям», если можно с тем же успехом эмитировать региональные платежные средства? Затраты однозначно будут намного ниже, чем на приобретение чужих расчетных единиц. Вот и вся философия. И она начинает преобладать во многих регионах планеты. 

Конечно, и организационно, и психологически еще тяжело оторваться от глобальных привычек. Но скептицизм растет и, пожалуй, достиг критической массы. Возможно, уже даже пройдена точка невозврата. Хочется напомнить, что доллар тоже не в один день и даже год завоевал весь мир. Свою экспансию он начал после Второй мировой, а окончательно завершил только к концу 1980-х. Около 40 лет понадобилось американской валюте, чтобы стать королем финансовой горы. Большой корабль тонет медленно, но, когда набирает слишком много воды в трюм, стремительно идет ко дну. 

Не стоит питать иллюзий, что доллар растворится в истории и исчезнет. Он останется. И его даже будут применять в расчетах. Другой вопрос, что из глобальной, скорее всего, он превратится в региональную валюту для расчета между верными союзниками США. Например, теми же странами Северной Америки — Канадой, Мексикой, некоторыми странами Латинской Америки. Возможно, с Европой. Но в других регионах будут свои деньги и системы трансграничных расчетов. На самом деле они существовали в том или ином виде до глобализации. Универсальная и доступная мировая финансовая система была удобнее, дешевле (что уж греха таить) и удобной, однако в условиях развития мировой торговли и инвестиций. Процессы пошли в обратную сторону — сменился вектор и финансового сектора. В конце концов, он является производной от реальной экономики и ее обслуживает, поэтому следует за реальными товарными потоками и производственными тенденциями. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter