Прагматичный подход

Случайно или нет, но подписанное на днях в Минске межправительственное соглашение о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и Россией практически совпало с десятилетием подписания Договора о союзе двух стран. Что бы ни говорили скептики о будущем Союзного государства, сколько бы ни иронизировали на эту тему некоторые политики и эксперты, мы должны признать: механизм новой геополитической реальности сформирован и работает. Пусть пока не на полную мощность, порой с пробуксовками, но главное в том, что на пути интеграции есть конкретные результаты, достижения и вполне реальные планы.

Что в активе?
Неразрешимых вопросов и безвыходных ситуаций в политике не бывает. В нынешнем году мы могли убедиться в этом на примере компромиссного решения конфликта по поставкам и транзиту энергоресурсов. А соглашение о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества и вовсе можно назвать прорывным.
— Цель этого документа не только в снятии ограничений во взаимной торговле, — считает Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Александр Суриков. — Ограничения у нас существуют по небольшому перечню товаров. На 80 процентов уже практически унифицированы таможенные пошлины. Главное сейчас в том, чтобы разработать документы, которые будут в одинаковой степени поддерживать конкурентоспособность российских и белорусских товаров на совместном рынке. Наше законодательство должно вписаться в мировые правила игры.
Какие возможности для этого существуют? Что мы имеем сегодня в активе? Оказывается, совсем немало. Самый большой плюс — тесная взаимосвязь экономик двух стран.
— Это не бремя, как считают некоторые, а ценное наследство, которое осталось с советских времен, — говорит заместитель Государственного секретаря Союзного государства Василий Хрол. — На сегодняшний день белорусская и российская экономики интегрированы в топливно-энергетическом комплексе на 95 процентов, в машиностроении — на 85, в сельском хозяйстве — на 65 процентов. Более восьми тысяч белорусских и российских предприятий нуждаются во взаимных поставках сырья и комплектующих. Если белорусско-российский товарооборот в 1999 году составлял 7 миллиардов долларов, то по итогам прошлого года этот показатель составил 20 миллиардов.
Существенно подрос и бюджет Союзного государства, который за последние годы увеличился почти в два раза и сейчас превышает 4 миллиарда российских рублей.
Будем строить самолеты
Это огромный потенциал, который сегодня используется при воплощении многих союзных программ и проектов. Некоторые разработки, по словам Василия Хрола, считаются уникальными. Например, в результате реализации программы “СКИФ” создан суперкомпьютер, вошедший в сотню самых высокопроизводительных машин в мире по престижному международному компьютерному рейтингу. Запущены в серийное производство конкурентоспособные на мировом рынке автомобили “МАЗ” с двигателем, отвечающим экологическим стандартам “Евро-2”. В нынешнем году завершается программа создания высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов на основе белков из молока трансгенных животных. Она позволит обеспечить граждан наших стран современными лекарствами по доступным ценам.
Сейчас белорусские и российские специалисты работают над созданием малогабаритного пассажирского самолета для местных авиалиний.
Идея создать самолет на 16 пассажиров родилась еще в 1994 году на Минском авиаремонтном заводе, но так и не была реализована. На сегодняшний день собрана модель самолета и проведен полный цикл аэродинамических испытаний. Он ни в чем не будет уступать западным аналогам при относительно невысокой стоимости.
Всего с момента подписания Договора о создании Союзного государства выполнено 12 промышленных программ, сейчас реализуется и финансируется 40 союзных программ и проектов. Но их могло бы быть еще больше.
— К примеру, в бюджет 2007 года было подано заявок на 51 программу. Однако большая часть этих заявок осталась “за бортом”. А все потому, что слишком сложна процедура согласования проектов, — поясняет Василий Хрол. — Зачастую от момента возникновения идеи и до бюджетного финансирования союзной программы проходит два-три года. С этим мириться нельзя. В Постоянном комитете Союзного государства создана специальная рабочая группа, которая к маю должна внести предложения по упрощению существующего порядка разработки союзных программ.
Один из самых актуальных вопросов на сегодняшнем этапе — принятие Конституционного акта Союзного государства. Заместитель Госсекретаря уверен, что проект данного документа будет рассмотрен на заседании Высшего Госсовета в этом году, и вопрос вынесут на референдум. При этом он добавил, что было бы здорово, если бы к созданному Беларусью и Россией Союзному государству позже присоединилась и Украина.
Прогнозы — дело неблагодарное. И все же, оценивая пройденный путь и нынешнюю ситуацию в союзном строительстве, рискнем предположить, что формирование полноценного Союзного государства Беларуси и России не за горами. По-другому и быть не может, поскольку сам процесс продиктован объективной необходимостью и исторической закономерностью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter