Прагматичный фаталист Алексей Гуськов

Слава к актеру Алексею Гуськову пришла уже в зрелом возрасте после выхода на телевизионные экраны сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман», в котором он сыграл харизматичного злодея–рогоносца, красочно загрызавшего молодую волчицу...
Слава к актеру Алексею Гуськову пришла уже в зрелом возрасте после выхода на телевизионные экраны сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман», в котором он сыграл харизматичного злодея–рогоносца, красочно загрызавшего молодую волчицу. С тех пор не разберусь я в Алексее Геннадьевиче — то ли хищник он матерый, то ли интеллигентная душка? Запутывать зрителя он любит, его амплуа почти всегда — люди с противоречивым внутренним миром.

Сегодня у Гуськова, кажется, есть все: прекрасные роли, студенческий курс в школе–студии МХАТа, собственные продюсерские проекты, такие, как сериал «Охота на Изюбря», показанный по ОНТ, красавица–жена Лидия Вележева, сыгравшая Настасью Филипповну у Бортко в «Идиоте». Несмотря на плотный московский график встреч, тусовок и переговоров, Алексей Гуськов любит бывать в Беларуси, в частности на «Лiстападзе», и даже готов поделиться с нашими кинематографистами секретом продюсерского успеха.

Сейчас Алексей закончил съемки в новом фильме под рабочим названием «Отец». Идея экранизации рассказа «Возвращение» Андрея Платонова принадлежит самому Гуськову. Он, кстати, стал и сопродюсером фильма. Рассказ написан в сорок шестом году. Именно из–за этого произведения писатель стал персоной нон грата для советской литературы.

— Каким бы ни получился фильм, все равно будут критиковать. Платонова трудно снять хорошо. Единственная удачная экранизация — это, по–моему, фильм Ларисы Шепитько «Век электричества». Платонов так пишет о своем герое: прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а сейчас вдруг коснулся ее обнаженным сердцем... Это просто стихи, стихи в прозе. Как это снять? Не ясно.

— А вы довольны «Охотой на Изюбря»?

— Наверное, да. Хотя целиком фильм при моей загруженности я, естественно, не видел. Но те куски, которые посмотрел, мне понравились. Вообще, получился очень затратный проект во всех смыслах. Несколько раз менялись режиссеры, телевизионные каналы, собиравшиеся его транслировать. Но это был полезный опыт. Я впервые работал с современной литературой, ведь в основе «Охоты на Изюбря» — одноименный роман Юлии Латыниной.

— Фильм рекламировался как «олигархическая сага». Вам не кажется, что простому зрителю порядком надоела вся эта навязываемая олигархическая культура, от которой он бесконечно далек? К тому же на эту тему уже по–своему высказались и Лунгин в «Олигархе», и Абдрашитов в «Магнитных бурях»?

— «Охота на Изюбря», если бы все сложилось, как задумывалось, должна была появиться в 2002 году. Еще до всей истории с «Юкосом» и Ходорковским. В этом случае эффект мог быть совершенно иным. А сейчас, согласен, некая перенасыщенность данной темой, безусловно, ощущается.

— Алексей Геннадьевич, с недавнего времени вы еще преподаете в школе–студии МХАТа? Зачем?

— Это предложение поступило от ректора Анатолия Смелянского. Я полгода думал, прежде чем согласиться. А согласился, потому что курс набирал не один, а вместе с Михаилом Андреевичем Лобановым. Я бы никогда себе не позволил, не решился бы набрать студентов, если бы наш тандем не состоялся. К тому же я достаточно востребованный актер и часто бываю занят на репетициях, на съемках.

— Глядя на вас, вспоминается профессор Преображенский из «Собачьего сердца»: «Успевает везде только тот, кто никуда не торопится». Даже на «Лiстапад» приезжали.

— Да, и с удовольствием. Считаю, что фестиваль вполне адекватен с точки зрения вкладывания в него денег, заинтересованности в нем государства и киночиновников.

— А как, на ваш взгляд, выйти из кризиса белорусскому кино?

— Очень просто: запустить пять проектов с молодыми режиссерами. Каждому дать хотя бы по миллиону долларов для начала.

— А вы верите в молодую режиссуру? Вы, например, работали с Кириллом Серебренниковым, и все закончилось жутким конфликтом.

— Не преувеличивайте. Работа с Серебренниковым в смысле профессии — это был как бы прыжок, но в сторону. Не вниз, но и не вверх.

— А все–таки что за скандал у вас произошел на съемках «Палаты N 6»?

— Да не было никакого скандала. Просто не договорились на берегу обо всем, вот и все.

— Деньги?

— В общем, да. Но я не жалею. Знаете, у меня были разные периоды в жизни и успех пришел только несколько лет назад. Это сделало меня фаталистом. Я точно знаю, что если что–то должно произойти — обязательно произойдет. А все запутанные отношения, неприятные ситуации, проблемы и конфликты в конечном итоге каким–то образом разрешаются. Даже без нашего участия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter