Прагматичное образование

Обсуждены вопросы улучшения системы приема в вузы и ссузы

Президент провел совещание на тему совершенствования системы и работы по приему в вузы и ссузы

При рассмотрении проекта указа об утверждении новой редакции Правил приема им было принято решение обсудить этот важный социальный вопрос с широким участием всех заинтересованных.

В условиях инновационного развития экономики растет спрос на квалифицированных специалистов. Там, где раньше справлялся техник или практик, сегодня нужен инженер. Поэтому в Беларуси, как и в других развитых странах, происходит постепенный переход к массовому высшему образованию. Александр Лукашенко напомнил о необходимости расширения производственной практики во время учебы, чтобы подготовить студентов и учащихся к будущей работе и дать возможность оценить все плюсы и минусы выбранной профессии. Это позволит молодым людям раньше понять, что они, возможно, сделали ошибку в выборе специальности, и найти себе иное применение.

«Мы договорились, что без революций, наскоков и обвалов будем совершенствовать систему высшего образования, подчистим программы, уберем все лишнее, что человеку не нужно будет в жизни вообще. Попытаемся избавиться от таких настроений, как сдал зачет или экзамен, оценку в зачетке поставили и слава богу, назавтра все забыл. Поэтому, учитывая наш опыт, мы должны привести высшее образование в соответствие с требованиями сегодняшнего дня», — заявил глава государства.

По словам Президента, этот вопрос будет рассмотрен отдельно в дальнейшем. Он потребовал от правительства и министра образования в ближайшее время доложить о проделанной работе.

Глава государства предупредил, что держит этот вопрос на контроле, и поручил Администрации Президента, а также председателю Совета Республики Национального собрания Анатолию Рубинову запланировать с участием Президента серьезное контрольное мероприятие на данную тему.

Глава государства коснулся проблемы привлечения абитуриентов не только в вузы, но также в училища, колледжи и техникумы, готовящие кадры рабочих и специалистов среднего звена. «Сегодня нужно точечно, прицельно бороться за каждого студента и учащегося. Однако мы не учитываем эти обстоятельства при организации вступительной кампании. Например, в 2013 году из-за повышения нижнего порогового значения тестового балла около 36 % всех абитуриентов не были допущены к конкурсу», — заметил он. По словам Александра Лукашенко, одним из средств повышения привлекательности остродефицитных специальностей могло бы стать введение дополнительных преференций для молодых специалистов. В связи с этим он поинтересовался, что могут сделать в данном направлении организации и местные власти.

Кроме того, Александр Лукашенко поставил вопрос о необходимости в принципе изменения правил приема и их качества.

Глава государства потребовал не подменять работу по целевому набору в вузы болтовней о ранней профессиональной ориентации школьников.

Он отметил, что печальным итогом приемной кампании прошлого года стали сотни незаполненных бюджетных мест. Александр Лукашенко привел мнение ряда экспертов о том, что эффективным средством привлечения абитуриентов могла бы стать ранняя профессиональная ориентация. Эти эксперты, в частности, предлагают рассмотреть возможность внедрения профильного обучения, а также открытия специализированных классов и школ с уклоном.

Президент уверен, что молодежь достаточно ориентируется на то, чтобы в будущем, возможно, связать карьеру с военной службой. Этому способствуют как мероприятия по патриотическому воспитанию, так и большое количество различных памятных мест, которые ученики так или иначе посещают в школьные годы. 

Александр Лукашенко отметил, что в ведении многих министерств есть свои профильные учреждения высшего образования, которые в свое время было решено оставить именно в этих ведомствах, а не передавать Министерству образования. «Но вы и ответите за наполнение этих вузов. Вот главная ваша задача», — подчеркнул Президент, обращаясь к присутствующим министрам.

По мнению главы государства, определенную долю ответственности должна нести школа, где учителя имеют возможность досконально определить способности каждого из ребят. «И эту систему надо создать, чтобы директор с замдиректора школы, подписывая направление, вместе отвечали за этого ребенка. И чтобы этот ребенок, который подписывает договор, закончив вуз, вернулся туда, куда нам надо. И я уверен, что мы там найдем очень много людей и для военных, и для педагогов, и эта проблема снимется раз и навсегда», — резюмировал он.

Александр Лукашенко предостерегает молодежь от иллюзий о возможности быстрого успеха в бизнесе.

Он констатировал, что у современных выпускников школ изменились мотивы, которые влияют на выбор ими жизненного пути. В связи с этим многие, окончив вуз, считают себя готовыми бизнесменами или сразу рассчитывают на высокий заработок. По его мнению, то, что молодые люди, окончив вуз, уже видят себя крупными бизнесменами, некими Рокфеллерами, в некоторой степени плохо. «Поэтому молодежи надо вбить в голову, что мы не против, предпринимательство — это хорошо, но успешное предпринимательство и бизнес — тяжелейший труд, и не каждому это дано», — сказал Президент.

Глава государства призвал чиновников и руководителей сделать выводы из событий в Украине и не допускать проявлений коррупции.

«Развал страны, который произошел в Украине, в его основе лежат развал экономики и страшная коррупция. Вот две причины, которые разрушили государство», — подчеркнул Президент.

Александр Лукашенко уверен, что каким бы ни было состояние экономики в государстве, коррупция является той ржавчиной, которая будет разъедать все.

Фото: www.president.gov.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter