Художница Анна Каран признается в любви к Праге выставкой «Моя прекрасная Прага»

Прага влюбленными глазами

Прагу любить легко: она прекрасна. И хотя есть люди, которых она оставляет равнодушными (я таких знаю), они все же исключение. Обычно увидел — и влюбился навсегда. Именно так произошло с художницей Анной Каран, когда она, будучи студенткой Белорусской академии искусств, приехала в 2006 году на стажировку в Прагу. Сегодня Анна — пражанка с 13‑летним стажем и признается в любви к городу выставкой «Моя прекрасная Прага».

Анна Каран.

На ее открытии посол Беларуси Валерий Курдюков напомнил, что Прага — родина белорусского книгопечатания, а наш первопечатник Франциск Скорина прожил здесь много лет. Куратор выставки Анна Трафимович говорит, что «многие художники, которые изображают Прагу, не используют такие яркие краски. У Анны экспрессивная любовь к городу, она подходит к изображению не как документалист, а как поэт».

Прагу действительно рисуют много: она удивительно фотогенична. Но вот на Карловом мосту вроде и художники разные, а Прага у всех одна и та же: открыточная, сувенирная, ничего личного. «Ужасно, отвратительно», — смеясь, говорит Анна Каран об этих (кстати, популярных у туристов) работах.

Картина «Всегда вместе».

— Почему?

— Потому, что они ничего про Прагу не говорят. Вот эти башни, Карлов мост, и все только в темных тонах, такое замшелое, историческое, совершенно невыразительное. А те эмоции, которые проживают здесь люди?

В картинах самой Анны эмоций так много, что куратор Анна Трафимович называет эти работы «обнаженным сердцем художника».

— Все места, которые я представила зрителям, — это определенные моменты, которые я прожила в Праге, — говорит художница. — На Наплавке все пьют пиво, радуются жизни, все друг друга любят. Я назвала эту работу Vzdicky spolu — «Всегда вместе». Здесь много таких мест, моих любимых. Диапазон моих работ совершенно раскрытый, у меня другая точка, угол зрения — изнутри, не снаружи. Эти картины не для туриста, они огромные — я хочу, чтобы зритель внедрялся в них.

И зритель внедряется. Cлышен то возглас узнавания, то размышления вслух: а почему вот так или иначе, что хотела сказать вот этой черной тенью? Анна использует разные техники, за счет которых изображение выходит за пределы двухмерного полотна, становится объемным, часто неожиданным: «Ого!» Но равнодушных нет, а потому Анна Каран сегодня — востребованный художник: ее выставки проходили в Германии, Франции, Польше, Словакии, Португалии, Италии и, конечно, в Беларуси и Чехии.

plesk@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter