Прачыстая — поле ўрачыстае

Календарь и традиции
Открывает неделю большой церковный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). В народе еще — «Успленне», «Прачыстая», «Спажа». Хотя само слово «успение» означает «вечный сон», в народе его переиначили по созвучию со словами «спеть», «выспевать», то есть провели аналогию с созреванием земных плодов труда человеческого. И действительно, наступило время торжества спелого урожая. Так и говорили: «Прачыстая — поле ўрачыстае», «Прачыстая прынясе хлеба чыстага», «Спажа — хлеба дзяжа». И если Спас знаменуется освящением яблок, то Успение — освящением хлеба из нового, только что намолоченного зерна.


На Полесье этот день называли также — «зельная» и вместе с хлебом освящали различную зелень, выросшую на огородных грядках: укроп, петрушку, тмин. А на центральной Минщине на поле вырывали какой–либо злющий сорняк — например, осот, несли его освящать в церковь, после чего как бы заново сажали в землю — таким образом надеясь «изгнать» с нивы всю ненужную траву.

Дождались: начинается «молодое» бабье лето. Если в эти дни появится радуга — осень будет долгой и теплой; если стоит погода без осадков — надо ждать ненастья в «старое» бабье лето.

29 августа — третий Спас: Хлебный, Полотняный, Ореховый. А когда «трэцi Спас — трымай рукавiцы ў запас». Отлетают на зимовку задержавшиеся ласточки и стрижи. По наблюдениям, если журавли собираются на юг к третьему Спасу — на Покров ждите морозы.

31 августа — Флор и Лавр, у всех восточных славян — заступники и покровители лошадей, отчего и сам день называли «конскiм святам».

Конь — одно из самых уважаемых животных в славянской мифологии, его образ встречается в космологии, в культе предков и связан сразу с несколькими социальными группами: воинами, землепашцами, священнослужителями. Среди космологических примеров прежде всего надо отметить взаимосвязь коня с солнечным божеством Ярилой. На коне или же на колеснице передвигается Перун, бог грозы, молний и дождей. Святой Юрий на всех иконах изображен непременно верхом на белом коне. Когда в I тысячелетии н.э. на территории белорусских земель люди освоили верховую езду, конь стал еще и символом «ваярства». Однако позволить себе иметь специально подготовленного для военных действий скакуна мог далеко не каждый воин. В период позднего Средневековья образ коня не уступил своего места в «воинском» фольклоре, но сменились его герои и владельцы. Обычай проводить «прощание с конем» перед уходом из жизни долгое время существовал у воинской верхушки, в том числе и у нас. Созвездие Большой Медведицы у белорусов, особенно часто на северных территориях, называли — Конь или «Калясвiца». В некоторых белорусских поверьях жили представления о том, что после смерти человека его душа переходит к коню: возможно, именно поэтому после ухода человека из жизни на конях не работали несколько дней.

В конце августа, правда, довольно редко, уже могут случаться небольшие утренники: «Фрол к заморозку привел».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter