Позвонок по звонку

Детские нейрохирурги страны поставили на поток онлайн-консультирование

Совсем недавно больницы и поликлиники Гомельской области объединились общей внутренней сетью. Команда врачей из Барановичского межрайонного кардиологического центра организовала систему быстрого спасения сердечников с помощью группы в Viber. А в ходе пилотного проекта пациенты четырех минских поликлиник получают видеоконсультации у специалистов РНПЦ, не выходя за пределы первичного медучреждения. Это далеко не все последние новости телемедицины... Корреспондент «Р» узнала, как лечат экстренных пациентов в Республиканском центре детской нейрохирургии с помощью мобильных приложений и интернет-программ.

Сейчас лучшие нейрохирурги страны выезжают в регионы с единственной целью: прооперировать наиболее сложных пациентов
Фото Антонины ХОТЕНКО

Изучил опыт зарубежных коллег

В детском нейрохирургическом отделении РНПЦ неврологии и нейрохирургии очень тихо: маленькие пациенты еще спят. А вот у врачей отделения работа кипит уже полтора часа: внеплановое совещание, прием первых пациентов из отдаленных регионов страны, подготовка к операции…

В промежутках между уже успевшими стать рутиной делами руководитель центра детской нейрохирургии, главный внештатный специалист по детской нейрохирургии Минздрава, заведующий отделением кандидат медицинских наук Михаил Талабаев успевает просматривать утреннюю почту и беседовать с журналистом.

Сейчас врачи центра выезжают в регионы всего около 30 раз за год. Во время этих визитов, как правило, оперируются самые сложные нейрохирургические пациенты. Убивать около девяти часов на дорогу, чтобы попасть в отдаленные регионы страны, ради консультации стало делом просто бессмысленным. Такие вопросы решаются дистанционно.
Михаил ТАЛАБАЕВ

Еще шесть лет назад Михаил Владимирович побывал на стажировке в клинике Хельсинки и увидел, как там работают с удаленными пациентами. Его очень удивило, что служба экстренной нейрохирургии обслуживала радиус в 250—270 километров. Оказалось, уже в районном центре пациентам делают компьютерную томографию. Если врачи сталкиваются со сложной патологией, они тут же высылают снимки по электронной почте в центральную клинику. Здесь специалист круглосуточно оценивает ситуацию и дает ответ: нужно оперировать или нет. Лечиться консервативными методами больного оставляют на месте. Если же человеку необходима операция, его экстренно доставляют в центр.

Тогда Михаил Талабаев понял, что 90% выездов в районы не приносят практической пользы. Время, потраченное в дороге, может пойти на изучение историй болезней пациентов и оперирование десятков больных. С тех пор он начал развивать дистанционное общение с коллегами и пациентами по всей стране.

Viber в помощь

РНПЦ неврологии и нейрохирургии оснащен профессиональным телемедицинским центром, где есть все необходимое оборудование для общения с пациентами и коллегами из разных точек не только страны, но и мира. Однако нейрохирургам помощь телемедцентра, как правило, не нужна. Дело в том, что специалисты в нейрохирургии ставят окончательные диагнозы на основании данных компьютерной томографии либо магнитно-резонансной томографии. Для этого не обязательно знакомиться с пациентом в лицо и изучать его рефлексы в движении во время консультаций.

Никого не удивишь в последнее время консультациями по Skype. Правда, насколько они оказываются эффективными? Ведь при дистанционном контакте можно опираться лишь на субъективные ощущения больного, а не на точные исследования. Да и рецепт на лекарство в online-форме пока не выписывают...

— По Skype с коллегами и пациентами общаемся очень редко. На что там смотреть? На самом деле мне как нейрохирургу нужны именно снимки, фотографии, иногда — видео. Одного заключения недостаточно. А потом уже по телефону связываемся, — объясняет специфику работы Михаил Талабаев. — Нашими первыми телекоммуникационными помощниками становятся электронная почта и, конечно же, Viber.

Спустя восемь часов

Список контактов Михаила Владимировича в Viber состоит из десятков номеров коллег. Конечно, мобильное приложение невозможно использовать для изучения результатов магнитно-резонансной томографии, которая содержит около пятисот сканов. В таких случаях на подмогу приходит почта. Зато снимки компьютерной томографии легко и удобно читать через приложение. А главное — быстро.

— Смотрите, в пятницу в 12.09 мне прислали из минского роддома фотографию ребенка, который родился восемь часов назад с пороком развития. У него спинной мозг не был закрыт кожей и лежал снаружи, — вспоминает один из последних случаев Михаил Владимирович. — Эта патология оперируется в первые двое суток после рождения, не позже. Уже через восемь часов после фото маленький пациент был прооперирован у нас.

Ежегодно оперативные консультации по почте и Viber получают около 300 пациентов и врачей не только из нашей страны, но и из-за рубежа. Вообще, телекоммуникационные технологии очень помогают нашим специалистам при общении с зарубежными коллегами, особенно в эксклюзивных клинических случаях.

— Совсем недавно я оперировал 16-летнюю девочку с очень редкой патологией, которая характеризовалась кровоизлиянием в очень важные для человека отделы мозга. До последнего я не знал, что делать: настолько велик был риск навредить, — делится переживаниями Михаил Владимирович. — В итоге через коллег в России я узнал электронную почту нейрохирурга, работающего в университетской клинике в финском городе Турку, который специализируется именно в этой патологии, и отправил ему снимки девочки. Он высказал свое мнение, и это помогло мне принять дальнейшее решение.

veronulas@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?