В цепочке «интернет — мошенник — жертва» мы нашли еще одну потерпевшую сторону

Позвонил с угрозой среди ночи

Материалы о необычных преступных схемах виртуальных вымогателей, опубликованные в «СГ» на протяжении лета, вызвали широкий резонанс. Напомним суть: мошенники через сайты-подделки «Белпочты» или «Куфара» выманивают у простых людей реквизиты банковских карт и списывают деньги. В редакцию читатели прислали шесть реальных историй о том, как едва не лишились кровных, и благодарили: спасла статья в «СГ». На самом деле счет потерпевших идет на десятки, если не сотни. Казалось бы, все ясно: есть преступники и доверчивые белорусы, которые в сети продают или покупают детскую коляску, ролики, кота. Но, разматывая преступный клубок, нашла еще одну потерпевшую сторону. Тех, кто оказался втянут в схемы преступников не по своей воле. Почему теперь среди ночи у них  раздаются звонки с угрозами?

Без вины виноватые

Связаться по телефону с крановщиком Александром Точиленко из Могилева не могла две недели. Не берет трубку — и все. И только потом меня осенило: видимо, мужчину донимают. Решила написать эсэмэску: «Я журналист, пишу про мошенников, требовать вернуть деньги не буду». Сработало! Александр перезвонил. Признался, что с августа не отвечает на незнакомые номера. Его мобильный раскален: в день до 20 звонков с разных номеров со всей Беларуси прилетало. Будили и в два, и в четыре ночи, и каждый раз с претензиями, а то и угрозами: «Это вы хотели купить детскую коляску (велосипед или туфли)? Почему у меня списаны деньги с карточки? Верните. Иначе подам на вас в суд!» Без вины виноватому приходилось оправдываться: «Не нужен мне ваш товар, да и денег с вашей карты не снимал!» А потом мужчину вызвал следователь. Видимо, обиженные написали заявления в милицию, что с такого-то номера Viber разводят. Следователи проверили: к интернет-мошенникам Александр Точиленко никакого отношения не имеет, отпустили с миром. Скорее всего, его Viber взломали. Или (консультировалась у специалистов IT-сферы) сервис сгенерировал виртуальный номер телефона для мошенников, комбинация цифр которого совпала с реальным номером Александра. Вот ему и прилетело ни за что. С 17 августа его аккаунт в Viber заблокировали следователи, и жизнь Александра возвращается в мирное русло. Ну как в мирное? Два-три незнакомца в день нет-нет да и потревожат.

Очень похожая история у заместителя начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Кормянского райисполкома Геннадия Шугаева. Говорит, работа и без того напряженная, а тут посыпались звонки: «Будете покупать товар или нет? Почему в Viber молчите?» Геннадий недоумевал: «Какой еще самокат, не нужен он мне! А Viber не пользуюсь уже три года. Перешел на кнопочный телефон, в интернете не сижу». После многочисленных звонков Геннадий понял: мошенники с его аккаунта предпочитают переписываться, избегают звонков. Об этом, впрочем, поведали мне и наши читатели.

— Позвонил ближе к полуночи парень: «Леонид, вы просили по Viber не звонить, мол, жена рядом спит, но я решил-таки набрать по мобильнику. Свитер брать будете? Посылку отправлять?» Что я мог ответить: «Какой свитер, не вздумайте никому ничего отправлять и сообщать реквизиты карты, это мошенники пишут от моего имени. И вообще, я не Леонид!» — уже сдавали нервы у Геннадия Шугаева.

Знакомые показывали Геннадию на своих смартфонах: «Да, ты есть в Viber, гляди, в сети был час назад, подписан как Леонид, фотография на заставке какого-то мужчины». Диво дивное! Геннадий написал заявление в милицию. Кстати, вышла я на пострадавшего морально не случайно. Читательница написала в редакцию: «Вот Леонид, сообщаю вам номер его мобильного, интересовался платьем, видимо, хотел меня на деньги развести…» Так мошенники бросили тень на репутацию честного человека.

Схем обмана много

Специалист по кибербезопасности частной компании Руслан Наркевич знает о злоумышленниках в интернете немало, не раз устраивал охоту на них. Вот популярная схема развода, не ведитесь, читатели, на эту сказку:

— Мошенник представляется американским солдатом, вьетнамским партизаном, монгольской красавицей или принцессой Зимбабве. Например, солдат пишет своей невесте из Беларуси о том, что много воевал, получил несметные богатства, мечтает об общем будущем. Он приедет в Беларусь, но попозже, а пока у невесты ответственная миссия: получить чемодан с золотом на полмиллиона долларов на светлое будущее. За доставку логистической компании, конечно, платит сама невеста, скажем, две или пять тысяч долларов. К примеру, одна обратившаяся за помощью минчанка заплатила 15 тысяч долларов за чемодан… риса. От крупы хоть какая-то польза, бывало, присылали камни. В июле ко мне как специалисту по кибербезопасности обратились пять обманутых…

Что касается тех, кто оказался без вины виноватым, как крановщик Александр Точиленко из Могилева или аграрий Геннадий Шугаев из Кормы, то здесь ситуация любопытная. Возможен такой вариант: их аккаунты взломали и продали мошенникам, и те строчат, обрабатывая жертв, по готовым сценариям. Конечно, жертвы, лишившись или едва не лишившись денег, звонят реальным людям уже по мобильной связи среди ночи с угрозами.

Есть еще нюанс. Мошенники пользуются виртуальными номерами, а не реальными. Это мы идем к оператору мобильной связи с паспортом, чтобы получить сим-карту, получаем номер, активируем и звоним. А с виртуальными номерами все по-другому: никакой симки, такой номер можно получить у какого угодно интернет-провайдера в любой точке мира. При этом в офис ходить не надо, паспорт предъявлять тоже. В Нидерландах, Швейцарии, Украине клиент, тот же мошенник, может заказать необходимую комбинацию цифр, например, чтобы отсвечивался белорусский номер +375 29… И нарушения законодательства тех государств, по словам Руслана Наркевича, в этом нет. В принципе виртуальный номер удобен: если ты много путешествуешь, то из любой точки мира, где есть интернет, можешь звонить, писать. Для мошенников это тоже удобно. Но только для того, чтобы следы заметать.

Знакомые специалисты по кибербезопасности сбросили мне адреса нескольких сервисов, которые продают виртуальные номера, и я попыталась сделать это самостоятельно. Никаких проблем. Ждать получения белорусского номера придется всего сутки. Минимальный срок пользования им — один месяц. Получить номер — 20 долларов, еще 40 долларов за пользование им в течение месяца. То есть 60 долларов — и виртуальный белорусский номер у тебя в кармане без предъявления паспорта. Правда, с него можно только переписываться эсэмэсками, но не звонить. Я написала, что дорого для меня. И тогда мне предложили российский с кодом +79… За пользование им нужно заплатить вдвое меньше — 30 долларов. Теперь ясно почему, рассказывали читатели, потенциальные покупатели или продавцы (они же мошенники) писали в Viber с российских, украинских, молдавских номеров — для злоумышленников иностранные обходились дешевле, чем белорусские. И на этом они прокалывались. Белорусов настораживало: «Хочет купить ролики или кота, говорит, что живет в Гомеле или Дзержинске, а пишет с молдавского номера… Что-то здесь не так». Будет ли номер чист и не совпадет ли с реальным номером белоруса из Кормы, Могилева, резонно поинтересовалась у оператора кол-центра. Меня заверили, что у них в базе только новые номера.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Заместитель начальника управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Владимир ЗАЙЦЕВ:

— За 8 месяцев этого года зарегистрировано 7417 преступлений в сфере высоких технологий. Злоумышленники, которые через поддельные сайты вымогают реквизиты банковских карт и снимают определенные суммы, работают, как правило, организованными группами. У каждого звена в мошеннической цепи свои функции. Есть подставные лица, так называемые дропы. Они выполняют черновую работу: регистрируют на себя банковские карты или сим-карты, размещают объявления на площадках, завлекают пользователей, завязывают переписку и сбрасывают вредоносную ссылку, чтобы засветились реквизиты. Есть люди, которые, получив реквизиты карты, снимают деньги, проводят их по цепочке электронных кошельков и выводят в биткоины. И хакеры, которые разрабатывают программный продукт (фишинговый сайт) и продают мошенникам. Причем члены одной преступной цепочки общаются только онлайн, могут быть из разных стран и друг друга вовсе не знать. Безусловно, это создает сложности в раскрытии таких преступлений. Мы чаще всего в Беларуси находим дропов — тех, кто занимается черновой работой, при этом 80 процентов дохода от деятельности преступной цепочки оседает в их карманах. Иногда удается установить всю преступную цепочку. И когда устанавливаем ее организатора, выявляем тысячи эпизодов хищения в отношении наших граждан. Да, пусть граждане лишаются относительно небольших сумм, но из-за того, что потерпевших много, доход мошенников серьезный.

Белагропромбанк уже исключил онлайн-платежи с использованием реквизитов банковской карты, тем самым защитив своих клиентов от возможного фишинга. Если остальные банки отключат такие платежи по умолчанию, то волну интернет-мошенничества удастся сбить. Сейчас мы инициируем совершенствование механизма, когда Министерство информации сможет оперативно блокировать фишинговые сайты, которые наносят вред пользователям. 

ostapchuk@sb.by

Рисунок Олега ПОПОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter