Позвольте другому быть другим

Эти  слова  вы  прочтете,  переступив  порог  Гомельского  областного  центра  коррекционно-развивающего  обучения  и  реабилитации

Эти  слова  вы  прочтете,  переступив  порог  Гомельского  областного  центра  коррекционно-развивающего  обучения  и  реабилитации

Еще недавно он функционировал в привычном для учреждения такого рода режиме. Обследование детей с особенностями психофизического развития, консультации для родителей и специалистов по вопросам воспитания и обучения «особенных» детей, семинары и другие мероприятия  для тех, кто работает с детьми, имеющими особые потребности, – таким был основной спектр деятельности сотрудников нашего центра. Однако еще в 2001-м возникла идея оказания комплексной помощи детям из сельских районов и ребятам с тяжелыми нарушениями в развитии централизованно. Началась реконструкция здания детского сада, куда  коллектив центра и переехал в январе прошлого года. 

По моему мнению, за последние пять лет, в период реформирования специального образования в стране, начали меняться приоритеты. Раньше существовали только специальные интернатские учреждения образования и учреждения социальной защиты. У родителей, чьи дети отличались в развитии от обычных, выбор был небогат: специальная школа-интернат, дом-интернат или просто существование ребенка в четырех стенах дома без оказания какой-либо развивающей помощи. Сейчас все это в прошлом.  В обычных школах и классах вместе с обычными детьми начали обучаться и «особенные». Затем появились интегрированные группы в дошкольных учреждениях. После – центры коррекционно-развивающего  обучения и реабилитации, которые открылись не только в областных центрах, но и в районных.  Дети с ограниченными возможностями стали полноправными жителями нашей Беларуси. Их родители имеют возможность получить не только консультацию, но и психологическую помощь, уникальную для каждого района. Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения не исключение. Здесь формируется учебно-методическая база для обучения специалистов, которые работают с такими детьми. 

Когда открывали специальный класс и дошкольную группу для наших детей, все волновались: справимся ли, сможем ли помочь не только детям, но и  их близким? Смогли. Появились успехи и у специалистов, и у ребят. Ведь самое главное — в любое дело вкладывать душу. Рисование с помощью взрослого ладонью,  пробками или половинками картофелины.  Танец в коляске на утреннике вместе с учителем-дефектологом или воспитателем. Общение с помощью картинок, жестов и даже обычных бытовых предметов, обучение с помощью ощущений, прикосновений, запахов... А почему бы и нет? 

В настоящее время наша работа заключается в продуманном сочетании традиционных и инновационных технологий, экспериментальной работы и интуиции. В центре создается особая обстановка, в которой и стены помогают ребенку развиваться. Специалисты пытаются использовать различные способы диагностики. Ведь долгое время считалось, что если ребенок не говорит, не передвигается, не может владеть руками, то у него, безусловно, глубокие интеллектуальные проблемы. Но жизнь свидетельствует о другом. В классе и дошкольной группе есть экраны наших достижений. И мы, и родители видим успехи детей. Например, Сашенька Д.  научилась выражать свои эмоции. Антон Б., который восемь лет своего детства провел в коме, научился понимать простые бытовые инструкции. Ваня В., для которого общение с окружающим миром является самым большим стрессом и который в первые дни просто беспрерывно кричал, подает тебе руку, когда заходишь к нему в группу. 

И эти достижения нам дороже любых олимпийских наград.  А как они дороги  родителям, которые устали от душевной боли, которые не знали, что за ребенка можно не только переживать, но и радоваться его победам, пусть даже самым маленьким. 

Хочется надеяться, что большинство из нас способны  искренне заботиться о тех, кто не похож  на других. И поступками, а не словами оказывать поддержку нуждающимся в нашей заботе людям, помочь им ощутить вкус настоящей, полноценной жизни. На государственном уровне это уже происходит. Радует то, что молодежь и дети искренне относятся к нашим подопечным. Проводят субботники по благоустройству территории, дают концерты. Учатся сотрудничать не только с талантливыми и здоровыми, но и с теми детьми, которые нуждаются в особом участии. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter