С этого года в России действует новый порядок проведения госзакупок, в частности, существенно сокращаются затраты времени заказчиков и поставщиков при быстром запросе котировок на сумму до трех миллионов рублей. Во‑первых, значительно повышается порог таких торгов с существующих 500 тысяч рублей. Во‑вторых, серьезно сокращаются сроки. Теперь заявки могут приниматься не более четырех дней, это минимум по договору ЕАЭС. Все действия заказчика сокращены до одного дня. А срок заключения контракта с отобранным победителем сокращен с семи до двух дней.
«В этой ценовой категории закупок много, но интересно ли будет белорусским компаниям ради этих сумм регистрироваться в нашей Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), что достаточно долго и порой сложно, — комментирует Роман Чернов, замуправляющего директора Электронной торговой площадки ГПБ. — К тому же у нас нет единой цифровой подписи, признанной всеми странами ЕАЭС, как нет и стандартов документооборота. С Беларусью есть попытки использовать электронную подпись, но не все российские электронные площадки технически пока готовы предложить сервис, при котором поставщики из Беларуси могли бы беспрепятственно участвовать в госзакупках».
Надежды на упрощение участия в закупках России и Беларуси стоит связывать с развитием функциональности ЕИС, отмечает Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно‑правового регулирования B2B‑Center:
— Именно она способна помочь добросовестному поставщику минимизировать работы по формированию заявки на участие в закупке и подписанию договора. Для этого нужно внедрение репозитория документов, с помощью которого автоматически формировался бы проект второй части заявки. Еще нужно распространить практику оформления первой части заявки в виде согласия, по примеру строительных аукционов. Также важны удобные и для заказчика, и для поставщика формы госконтракта, а при необходимости и протокола разногласий. Наконец, нужно упрощение процедуры приемки результатов исполнения госконтракта и ее документарного оформления.
Эксперт добавил, что главное препятствие на пути союзной интеграции закупок — общий электронный документооборот. Физически и сегодня поставщик из Беларуси может поставить товар российскому заказчику, а большинство российских заказчиков рады этот товар приобрести. Но интенсификации товарооборота служит упрощение его документарного оформления, что в контексте госзаказа представляет собой изрядную часть организационных издержек. «В перспективе был бы полезен и общий репозиторий документов, необходимых для организации закупок России и Беларуси и участия в них», — заключил Казанцев.
Ангелина Зеленькова
zelenkova@rg.ru