Тех, кто падал в обморок, откачивали и снова отправляли в поле «колхоза «40 лет Октября» под Воронежем

Позванные в рабство

ПРЕДЛОЖЕНИЕ выгодно потрудиться на уборке урожая в российской глубинке было очень заманчивым. Как тут не согласиться — наниматель обещал месячную зарплату в 400 долларов, нормальные условия проживания, питание, бесплатный проезд туда и обратно. И ехать надо было не за тридевять земель, а всего лишь в Курскую область. И сразу несколько десятков брестчан клюнули на предложение.

МИХАИЛУ Н. о наборе работников для сбора фруктов в России подсказали знакомые. 30-летний мужчина думал недолго: он уже подрабатывал у соседей, и все было нормально. Люди попадались толковые.

Михаил позвонил по указанному в объявлении телефону. Человек на другом конце провода назвал ему дату отъезда и место сбора — возле городского центра занятости. Это добавило Михаилу еще больше уверенности: если уж выбрали такое место, какие могут быть подозрения. 

Поначалу их и не было ни у кого, кто ехал в микроавтобусе, следовавшем из города над Бугом в Россию. Дорога заняла больше суток. Каждый взял  что-то перекусить, и, как оказалось, весьма кстати. В пути не кормили. Когда же выяснилось, что заброшенное здание посреди поля, куда привезли «сборщиков», находится вообще не в Курской, а в Воронежской области, некоторые из приезжих, почувствовав неладное, засобирались обратно. Но не тут-то было, новые «хозяева» сказали, что сначала надо отработать проезд. 

Место оказалось безлюдным, если не считать приезжих и их нанимателей. В полутемной хибаре, к стене которой была приколочена табличка «Колхоз «40 лет Октября», жили около 20 человек. В основном — из Брестской области. Уехать отсюда было нечем, да и хозяева присматривали, чтобы никто не сбежал. 

Работали по 12 часов в сутки, иногда и дольше, без выходных. Мужчины, что покрепче, были заняты на погрузке, остальные копали картофель, свеклу, морковь и другие овощи. Пока обозначенный на день фронт работ не выполняли, никто не мог уйти с поля. К тем, кто пытался качать права, применяли физическую силу. За трудовым лагерем присматривали молдаване. Забирали у приезжих документы, сим-карты из мобильных телефонов, личные вещи. Михаил свой паспорт спрятал в потайном кармане рюкзака, но планшет работодатели присвоили. 

Жили без малейших удобств, спали на деревянных поддонах. Кормили вермишелью быстрого приготовления, хлебом с маргарином, сухарями — все на скорую руку. Рано утром всех выгоняли на работу. Не обращали внимания, что у кого-то плохое самочувствие или слабое здоровье, что кто-то от истощения еле ноги передвигает. Тех, кто падал в обморок, откачивали и снова отправляли на сбор овощей…

САМОЕ интересное, что эти горемыки были не первыми, кто оказался в аду под Воронежем. В аналогичную ситуацию попала в том же месте несколькими неделями раньше еще одна группа брестчан, желающих подзаработать на овощах. И некоторые из них, пока были телефоны, звонили знакомым, родственникам и рассказывали про ужасные условия проживания, про каторжный труд. Но к их предостережениям не прислушались. 

Почему же ехали? Хотели больших денег. Сергей В. о возможности неплохо заработать узнал из объявления в социальных сетях. Предложение привлекло, заманило. На деле же все оказалось совершенно иначе. Изнуряющий многочасовой каждодневный труд, избиения, сон на голых досках, жизнь впроголодь. 

— Хорошо, что там нашлись нормальные, сочувствующие люди, — вспоминает подробности трудового рабства Сергей. — Накормили, дали денег, помогли добраться до границы…

В общей сложности эта поездка обошлась ему около восьмисот рублей. А домой привез подорванное здоровье. По меньшей мере 3—4 месяца нужно на то, чтобы восстановиться. 

— Что бы посоветовали людям, которые надеются заработать за рубежом? — интересуюсь у Сергея. 

— Быть предельно внимательными. Оказаться в трудовом рабстве — запросто. 

После того как деятельность незаконных нанимателей оказалась в поле зрения правоохранительных органов, жертвы обмана из злополучного «колхоза «40 лет Октября» постепенно возвращаются домой. А вот первым счастливчикам пришлось полагаться только на собственные силы. Тот же Михаил вспоминает, что рядом с заброшенным строением проходила  автотрасса, и к ней устремлялись многие из тех, кто устал терпеть издевательства «хозяев». Но последние всегда перехватывали беглецов. А потом жестоко били… 

МИХАИЛУ после месяца рабства повезло. Его знакомый дальнобойщик проезжал через эти места. А тут, к счастью, у одного из завербованных, приехавших с очередным пополнением из Бреста, при себе оказался телефон с сим-картой, которую не успели забрать. Михаил позвонил другу, и тот его забрал. 

А вскоре после его возвращения сотрудники правоохранительных органов задержали 33-летнего жителя Каменецкого района, который распространял объявления о наборе на работу в Россию. В блокноте, найденном у него, значилось почти полсотни фамилий потенциальных и уже состоявшихся «рабов» из Брестской области. Заместитель начальника управления наркоконтроля и противодействия торговле людьми УВД Брестского облисполкома Владимир Жигар пояснил, что вербовщик был знаком с нанимателями. Рабочих он набирал без каких-либо критериев — всех, кто «клевал» на объявление. 

Предприимчивому посреднику грозит до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества. Кстати, мужчина уже имел судимость по ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса и был приговорен к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение. Он нарушил порядок отбывания наказания и задержан. Проверку по фактам проводят совместно белорусские и российские правоохранительные органы. 

kurec.a@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter