Познавая непонятное

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ

На этой неделе в синагогах будут читать отрывок из Торы (глава Хуккат) о красной корове, называемой на иврите “пара адума”. Этот отрывок рассказывает о заповеди очистить как простых евреев, так и священнослужителей Иерусалимского Храма пеплом красной коровы с добавлением к нему воды, кедрового дерева, иссопа и багряной нити. Очищение происходило в случае прикосновения к мертвому телу и дальнейшего жертвоприношения в Храме. Речь идет не столько о физическом очищении, сколько о духовном. В этой заповеди нет ни мистики, ни логики. Ее, согласно книге Бемидбар Рабба (глава 19), не мог постичь даже мудрейший царь Соломон. После разрушения Иерусалимского Храма уже более двух тысяч лет у нее нет и применения.

Для выполнения данной заповеди нужна была такая красная (рыжая) корова, у которой каждый волосок был бы одного цвета, а это редчайшее явление в животноводстве. За всю историю, как повествует нам Талмуд (трактат Йома 42) было найдено всего девять коров, все волосы на теле которых были одного цвета. Таким образом, пока эта заповедь практиковалась, ритуал, указанный в Торе, проводился примерно раз в 150 лет. Средневековый комментатор Раши, ориентируясь на толкование вышеупомянутой книги Бемидбар Рабба, указал на связь между красной коровой, которая была дана Израилю как заповедь духовного очищения, и золотым тельцом, сотворив которого, евреи погрязли в духовной нечистоте до искупления и получения вторых скрижалей от Всевышнего. Он подчеркнул, что мы не сможем понять значение этой заповеди, но это одна из сторон Торы, где есть то, что неподвластно нашему рациональному пониманию.

Нам не разгадать всех тайн мироздания, не понять всех “священных коров”, но сегодня, стоя перед выбором и выборами, мы анализируем и то, что понятно, и то, что предстоит понять благодаря вере и знаниям. По мнению ортодоксального раввина Герца, чтение этого отрывка в одну из суббот, предшествующих празднику Песах (Пасха), который в этом году начнется вечером 14 апреля, не случайно. Во время существования

Иерусалимских Храмов только те, кто пребывал в состоянии ритуальной чистоты, могли принести в Храме пасхальную жертву. И этот отрывок, и заповедь служат неким напоминанием об очищении тех, кто мог оказаться ритуально нечистым и сказать, что, кроме смерти, к которой нам суждено “прикоснуться” однажды, все исправимо.

Частичное упоминание и показ ритуала отражены в российско-американском фантастическом фильме “Москва 2017”, хотя это лишь художественная экранизация, не более. Девяносто лет назад вышел в свет труд профессора из Оксфорда Джорджа Грея с комментариями на книгу “Бемидбар”,  известную как “Числа”, где уделено внимание и нашему отрывку. В книге Грея (стр. 247) философ Филон Александрийский говорит, что ритуал смешивания воды с пеплом должен был напомнить людям о том, из чего они состоят, подводя их к самопознанию, и что самопознание и есть достойная форма очищения. Разобраться в себе, в сложностях наших мирских и духовных поисков не-просто. К тому же постичь все невозможно. Важно лишь не сходить с пути как самоопределения, так и познания и не объявлять архаизмом дошедшую до нас традицию, давая толкование тому, что нам непонятно, на основе того, в чем мы уже разобрались.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter