Название одного из ранних фильмов Киры Муратовой стало слоганом нынешнего форума

Познавая белый свет

Фото БЕЛТА

Каждый год Минский международный кинофестиваль “Лістапад” меняет свой слоган, как бы тактично намекая, на что нам нужно обратить особое внимание. В 2018-м им стало название одной из ранних картин Киры Муратовой “Познавая белый свет”. Чем не повод вспомнить замечательного кинорежиссера, тем более что Кира Георгиевна любила приезжать в Минск и неоднократно была гостем “Лістапада”.

Не такая, как все

“Познавая белый свет” — изящная мелодрама, разворачивающаяся в рабочей среде, на фоне строительства большого завода. В других руках такой материал стал бы обычной производственной историей с редкими всполохами человеческих эмоций. Но у Муратовой удивляло все: пластика кадра, интонации актеров, музыка Валентина Сильвестрова. Эта картина живо смотрится и сегодня. Представляю, как удивляла и раздражала она в 1978 году, когда вышла на экраны, сорок лет назад.

О том, как принимали или не принимали фильмы Муратовой в советское время, могу прочитать только в чужих свидетельствах или интервью с режиссером. Что, например, заставило ее подписать свою работу “Среди серых камней” псевдонимом Иван Сидоров?..

Вечные темы

Я застал Муратову уже в новом качестве — разрешенную, обласканную критикой и призами. Премьера каждого ее нового фильма в конкурсной программе “Лістапада” всегда вызывала небывалый ажиотаж. На нашем фестивале показывали картины “Увлеченья”, “Чеховские мотивы”, “Настройщик”, “Мелодия для шарманки”. Синефилы, в обычной жизни интеллигентные люди, пропускающие вперед женщин и детей, никогда не бравшие херес без очереди, превращались вдруг в разъяренных диких зверей и практически выламывали двери в кинотеатрах. Столь сильно было желание прикоснуться к великому!

Поздняя Муратова разнообразна по настроению. Мой любимый фильм — “Два в одном”, кому-то ближе интеллигентный “Настройщик”. В минуту тягостных раздумий тянет пересмотреть “Три истории”. “Как ты можешь это любить?! — однажды отчитывала меня на экзамене киновед и профессор Ефросинья
Бондарева. — Пойми, есть новаторство истинное и ложное!” (Как я понимаю, зрелый период Муратовой Ефросинья Леонидовна относила к последнему.) — Настоящее новаторство — это Томас Винтенберг и другие ребята из датской “Догмы”! А тут...” И тут я, конечно, свалился под стул, потому что услышать такие фамилии от 85-летнего преподавателя не ожидал. Хотя Бондарева уже неоднократно поражала наше хрупкое воображение своей эрудицией во время семинаров.

Директор программ игрового кино фестиваля Игорь Сукманов не скрывает своей любви к творчеству Муратовой:

— “Познавая белый свет” — это один из тех фильмов советской эпохи, которые не устаревают, а, наоборот, с каждым годом воздействуют все сильнее. Кино Киры Муратовой — это новация, актуальность и вечные темы.

Феллини в юбке

Да, синефилы выламывали двери, чтобы первыми увидеть новое творение одесского Феллини в юбке (есть и такой экстравагантный взгляд на творчество Киры Георгиевны). Вы никогда не думали об общности Феллини и Муратовой?

Оба — южные, с горячим темпераментом. Оба любили фриков в кадре, пеструю галерею человеческих типажей, часто приглашали сниматься людей с улицы. Одесса и Рим вообще похожие города по темпераменту. Феллини и Муратову роднит свобода режиссерской импровизации, раскованность композиции. У обоих — увеличенная режиссерская оптика. Из мухи повседневности они всегда делали фантастического слона в кадре и только через это преувеличение понимали искусство.

Наболело

Черный юмор, доведенный Муратовой до предельного градуса в “Трех историях”, был не всем понятен. У нее были проблемы с цензурой, а после — с продюсерами. Что хуже — диктат цензуры или диктат денег? Как и каждый постсоветский кинорежиссер, она не была готова к такой крутой смене кинематографической парадигмы. В какой-то момент не выдержала и высмеяла толстосумов в одном из эпизодов картины “Вечное возвращение”. Выглядел он не очень смешным, смотрелся в тонком фильме как вставная челюсть, но это был тот случай, когда, что называется, наболело.

В 2013 году она представила свою последнюю картину в Минске вместе с мужем, художником Евгением Голубенко.

В общем, повод пересмотреть фильмы Киры Муратовой есть. И не будем соглашаться с Экклезиастом, который считал, что “тот, кто умножает познания, умножает скорбь”. Это не наш случай.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter