Каждый год Минский международный кинофестиваль “Лістапад” меняет свой слоган, как бы тактично намекая, на что нам нужно обратить особое внимание. В 2018-м им стало название одной из ранних картин Киры Муратовой “Познавая белый свет”. Чем не повод вспомнить замечательного кинорежиссера, тем более что Кира Георгиевна любила приезжать в Минск и неоднократно была гостем “Лістапада”.
Не такая, как все
“Познавая белый свет” — изящная мелодрама, разворачивающаяся в рабочей среде, на фоне строительства большого завода. В других руках такой материал стал бы обычной производственной историей с редкими всполохами человеческих эмоций. Но у Муратовой удивляло все: пластика кадра, интонации актеров, музыка Валентина Сильвестрова. Эта картина живо смотрится и сегодня. Представляю, как удивляла и раздражала она в 1978 году, когда вышла на экраны, сорок лет назад.О том, как принимали или не принимали фильмы Муратовой в советское время, могу прочитать только в чужих свидетельствах или интервью с режиссером. Что, например, заставило ее подписать свою работу “Среди серых камней” псевдонимом Иван Сидоров?..
Вечные темы
Я застал Муратову уже в новом качестве — разрешенную, обласканную критикой и призами. Премьера каждого ее нового фильма в конкурсной программе “Лістапада” всегда вызывала небывалый ажиотаж. На нашем фестивале показывали картины “Увлеченья”, “Чеховские мотивы”, “Настройщик”, “Мелодия для шарманки”. Синефилы, в обычной жизни интеллигентные люди, пропускающие вперед женщин и детей, никогда не бравшие херес без очереди, превращались вдруг в разъяренных диких зверей и практически выламывали двери в кинотеатрах. Столь сильно было желание прикоснуться к великому!Поздняя Муратова разнообразна по настроению. Мой любимый фильм — “Два в одном”, кому-то ближе интеллигентный “Настройщик”. В минуту тягостных раздумий тянет пересмотреть “Три истории”. “Как ты можешь это любить?! — однажды отчитывала меня на экзамене киновед и профессор Ефросинья Бондарева. — Пойми, есть новаторство истинное и ложное!” (Как я понимаю, зрелый период Муратовой Ефросинья Леонидовна относила к последнему.) — Настоящее новаторство — это Томас Винтенберг и другие ребята из датской “Догмы”! А тут...” И тут я, конечно, свалился под стул, потому что услышать такие фамилии от 85-летнего преподавателя не ожидал. Хотя Бондарева уже неоднократно поражала наше хрупкое воображение своей эрудицией во время семинаров.
Директор программ игрового кино фестиваля Игорь Сукманов не скрывает своей любви к творчеству Муратовой:
— “Познавая белый свет” — это один из тех фильмов советской эпохи, которые не устаревают, а, наоборот, с каждым годом воздействуют все сильнее. Кино Киры Муратовой — это новация, актуальность и вечные темы.
Феллини в юбке
Да, синефилы выламывали двери, чтобы первыми увидеть новое творение одесского Феллини в юбке (есть и такой экстравагантный взгляд на творчество Киры Георгиевны). Вы никогда не думали об общности Феллини и Муратовой?Оба — южные, с горячим темпераментом. Оба любили фриков в кадре, пеструю галерею человеческих типажей, часто приглашали сниматься людей с улицы. Одесса и Рим вообще похожие города по темпераменту. Феллини и Муратову роднит свобода режиссерской импровизации, раскованность композиции. У обоих — увеличенная режиссерская оптика. Из мухи повседневности они всегда делали фантастического слона в кадре и только через это преувеличение понимали искусство.
Наболело
Черный юмор, доведенный Муратовой до предельного градуса в “Трех историях”, был не всем понятен. У нее были проблемы с цензурой, а после — с продюсерами. Что хуже — диктат цензуры или диктат денег? Как и каждый постсоветский кинорежиссер, она не была готова к такой крутой смене кинематографической парадигмы. В какой-то момент не выдержала и высмеяла толстосумов в одном из эпизодов картины “Вечное возвращение”. Выглядел он не очень смешным, смотрелся в тонком фильме как вставная челюсть, но это был тот случай, когда, что называется, наболело.В 2013 году она представила свою последнюю картину в Минске вместе с мужем, художником Евгением Голубенко.
В общем, повод пересмотреть фильмы Киры Муратовой есть. И не будем соглашаться с Экклезиастом, который считал, что “тот, кто умножает познания, умножает скорбь”. Это не наш случай.
pepel@sb.by