Пожизненный сирота, или Как избавиться от “родимых пятен” интерната?

Многочисленные примеры убедительно доказывают: ребенок, воспитывавшийся вне семьи, даже став взрослым, остается мало приспособленным к окружающей среде сиротой. Государство, словно извиняясь перед подростком за неудачный жизненный старт, создает для него максимальные материальные удобства, полную социальную защиту. Избавившись от которой молодой человек оказывается психологически, социально незащищенным, не способным преодолевать элементарные трудности. Исследования показывают: около 40 процентов выпускников интернатских заведений становятся алкоголиками, наркоманами, столько же совершают преступления разной тяжести и только каждый десятый ведет более или менее полноценный образ жизни. Как помочь вчерашним детдомовцам? “НГ” показался интересным солигорский опыт.

С начала прошлого года на базе территориального центра социального обслуживания населения г. Солигорска совместно с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) отрабатывается проект “Постинтернатская адаптация выпускников интернатских учреждений. Создана база данных на 78 выпускников, каждый из которых не раз получал помощь материальную, моральную, правовую. Но как помочь 19-летней Ирине? После школы-интерната в профтехучилище получила специальность штукатура-маляра. Сотрудники центра помогли найти работу. Спустя пять месяцев — уволена за прогулы. Педагоги бросились к ее руководителям: отмените решение, верните сироту на работу! Но те только руками развели: против Ирины дружно восстала бригада — лентяйка, заносчива, вечно с претензиями. В течение года девушку еще трижды устраивали на работу. И каждый раз она увольнялась — все окружающие, дескать,  не понимают ее, плохи... Опять пришла в  центр с требованием: подыщите работу менее пыльную и высокооплачиваемую! Сама же для трудоустройства и пальцем не пошевелила...
— У значительной части выпускников интернатских учреждений сильно развито  потребительство, — отмечает заведующая отделом психологической помощи и реабилитации центра Инесса Баранова. — Очень часто от них слышится: вы должны! И почти никто не говорит о своих обязанностях. Ребята привыкли, что государственные органы решают их проблемы, и возомнили, что так должно быть всю жизнь. Им обязаны  дать жилье, устроить на работу, учебу, обеспечить всем необходимым...
В Солигорском строительном училище № 72 недавние детдомовцы за средства бюджета питаются,  получают социальные пенсии, деньги на обувь, одежду, во время практики им выплачивается все заработанное, выдается единый билет, разрешающий бесплатно посещать кинотеатры, музеи, выставки, ездить на городском транспорте. Воспитатели говорят, что многие из них не стирают, а выбрасывают новые, но загрязнившиеся вещи. Может ли себе позволить подобное ребенок из среднеобеспеченной семьи?
— Но молодые люди, лишенные семейного тепла, наверное, становятся прекрасными, заботливыми родителями? —  спрашиваю у Инессы Барановой.
— Совсем наоборот, многие из них не видят себя в роли родителей, не стремятся к созданию семьи, которая их не всегда привлекает. Все потому, что свыше половины детей попадают в интернат в подростковом, критическом возрасте, в 10—13 лет, когда у них сформировалось представление о семье как о чем-то замкнутом, жестоком, пьяном, растлевающем...
Сегодня в Беларуси более 32 тысяч сирот. У подавляющего большинства из них где-то есть родители, но спившиеся, морально деградировавшие, не способные воспитывать детей.  Многие детишки нашли приют в опекунских, приемных семьях. Но более  16 тысяч сирот находятся на государственной опеке — в детских домах, школах-интернатах. А это — особый, замкнутый мир, где, несмотря на усилия воспитателей, нередко царит культ силы, насилия, который глубоко ранит чувствительные детские души. Потому для многих их выпускников  характерны дефицит сопереживания, низкая  самооценка, неразборчивая привязанность к взрослым, большая агрессивность, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях.... Извечный вопрос: что делать?
В рамках проекта в Солигорске отрабатывается и дает неплохой эффект система межведомственного взаимодействия разных служб по оказанию помощи выпускникам интернатских учреждений. В благородном деле задействованы комиссия по делам несовершеннолетних и органы опеки, попечительства, учреждения образования, социального обслуживания и здравоохранения, юристы и работники жилищно-коммунальной службы. Все они стремятся ослабить воздействие “родимых пятен” интерната. Этим же занимаются Александр Артамонов, Анатолий  Высоцкий и многие другие родители, взявшие в свои семьи ребятишек из детдомов. Но всего этого явно недостаточно.
— Хотелось бы, чтобы в воспитательном процессе интернатов было поменьше формализма, а побольше — душевности, тепла и внимания  к каждому человечку, — считает Инесса Баранова. — Но главное —  необходимо как можно раньше выявлять неблагополучные семьи, чтобы помочь оступившимся родителям сохранить в семье  нужный микроклимат, а в ней — ребенка. Опрос показывает: 86 процентов обитателей даже самых лучших интернатов готовы вернуться в родную семью, какой бы плохой она ни была... Но если родители уже не способны стать на праведный путь — нужно как можно быстрее изъять у них детей, пока у тех не сформировалось негативное отношение к семье.
Опыт солигорских педагогов, социологов, психологов, имеющий  особое значение для выполнения утвержденной Президентом страны Национальной программы демографической безопасности Беларуси на текущее пятилетие, был одобрен и получил высокую оценку участников международной конференции “Актуальные проблемы успешной адаптации выпускников интернатских учреждений”, проходившей в шахтерском городе. Представители всех регионов Беларуси, России, Совета стран Балтийского моря выработали ряд предложений  по быстрейшему решению проблемы, превращающейся в социальную болезнь.   Рекомендуется  в масштабах районов, городов создать единые системы информации о данной категории граждан для приоритетного решения их проблем, принимать активное участие в судебных заседаниях при разделе жилья и имущества, защищая законные права сирот, открыть общественные приемные для выпускников интернатских учреждений и  многое другое.
Поведавшая участникам конференции о житье, нравах выпускников московских интернатских учреждений доктор психологических наук, профессор, проректор Столичной финансово-гуманитарной академии  Галина Семья проблемой этой занимается давно и основательно, а потому может анализировать, сравнивать.
— Социальное сиротство — проблема интернациональная, вызывающая все большее беспокойство у социологов  и России, и Казахстана,  и Украины,  и по тому, как она решается, можно судить о степени зрелости государства, — говорила Галина Владимировна. — Хочу с удовлетворением отметить, что ваши Президент и правительство социальные проблемы, в том числе и выпускников интернатских учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определили одним из стратегических приоритетов государственной политики. В этом направлении среди стран СНГ Беларусь достигает наилучших результатов. Что внушает оптимизм и всем нам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter