Поживем — увидим

С сегодняшнего дня начинает действовать единая таможенная территория Беларуси, России и Казахстана...

С сегодняшнего дня начинает действовать единая таможенная территория Беларуси, России и Казахстана. Это решение было одобрено вчера в Астане, где состоялись заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества и высшего органа Таможенного союза. Напомню, накануне этого саммита Минск, Москва и Астана ратифицировали общий Таможенный кодекс. Формально новый интеграционный проект стартовал. Но судя по информации, которая звучала вчера в кулуарах резиденции «Акорда», реальное сближение экономик трех стран идет сложно...


Александр Лукашенко прибыл в Астану накануне саммита, вечером 4 июля. Сразу из аэропорта он отправился на встречу с Нурсултаном Назарбаевым. После короткой протокольной съемки президенты пообщались тет–а–тет. Пресс–служба казахстанского Президента сообщила, что на переговорах обсуждался «широкий круг вопросов двустороннего торгово–экономического сотрудничества». Нурсултан Назарбаев отметил, что Беларусь для Казахстана — один из самых важных партнеров, и «выразил уверенность в улучшении взаимовыгодного экономического сотрудничества, а также успешной реализации совместных индустриальных проектов». Об одном из проектов в тот же вечер рассказывали журналисты казахстанского телеканала «Хабар». До сих пор на заводе в Карагандинской области занимались ремонтом БелАЗов. Сейчас планируют выпускать запчасти и самостоятельно собирать самосвалы. Качество современной белорусской техники в Казахстане оценивают так: «О таком раньше никто не мог и мечтать».


Полноценный Таможенный союз Минска, Москвы и Астаны мог бы открыть дополнительные возможности для торговли и кооперации. Но... Сегодня стоимость белорусской техники и машинокомплектов, которые отправляются в Казахстан, значительно возрастает из–за высоких российских транспортных тарифов. Не секрет также, что Россия фактически блокирует экспорт казахстанской нефти в Беларусь. Сырье из Казахстана можно было бы перерабатывать на Мозырском и Новополоцком НПЗ и экспортировать в Европу. Это интересно и Минску, и Астане. Однако в Москве который год ссылаются на то, что «труба — не резиновая», и не допускают Казахстан к магистральным трубопроводам. Нередко игнорируя интересы партнеров, Россия стремится агрессивно «продавливать» собственные. Вспомним о предложении унифицировать пошлины на автомобили. Просматривая новостную программу «Жеты кун», отметил для себя реплику ведущего на эту тему: и Беларусь, и Казахстан заинтересованы в сохранении действующих условий ввоза машин.


Эти примеры говорят о том, что сложные вопросы есть и в отношениях Астаны и Москвы, а не только Москвы и Минска, как это может показаться по сюжетам в российских СМИ. За день до вчерашнего саммита «независимые» российские телеканалы предприняли очередную атаку на белорусское государство. Причем на этот раз в ход пошли самые «черные» приемы. Конечно, время появления «сюжетов» выбрано не случайно. Но вот вопрос: в чем заключается логика московских «режиссеров»? С одной стороны, звучат заявления о важности интеграции с Минском, неполноценности Таможенного союза без Беларуси. А с другой — принимаются труднообъяснимые решения: введение пошлин на нефть и нефтепродукты. Выходят явно провокационные телепередачи. Ясно же, что такое отношение не может не вызвать адекватной реакции...


Но также ясно, что для России успех Таможенного союза гораздо важнее, чем для Беларуси. Это, помимо прочего, крупный имиджевый проект. Своеобразный тест на способность Москвы быть центром интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Об исключительной важности союза не раз говорил и Дмитрий Медведев. Очевидно, что в случае успеха к образованию могут подключиться  Кыргызстан и Таджикистан. А возможно, и другие государства. А в случае провала акции Москвы резко понизятся в глазах мирового сообщества.


Но ведь и насильно мил не будешь. А последние действия Кремля в отношении Беларуси очень похожи на попытки просто и грубо форсировать те процессы, которые требуют спокойного и вдумчивого осмысления.


Минск последовательно отстаивает свои позиции. К саммиту в Астане белорусская сторона подготовила компромиссный документ — проект протокола об изъятиях. Суть его такова. С июля между Беларусью, Россией и Казахстаном должна была заработать единая таможенная территория. Однако на 100 процентов она не заработала. Изъятия действуют: Россия и сегодня продолжает взимать пошлины на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Чтобы не тормозить интеграцию и в то же время обеспечить собственные интересы, Беларусь предложила партнерам документально зафиксировать действующие изъятия и прописать сроки их устранения. По словам вице–премьера Андрея Кобякова, белорусское предложение с некоторыми оговорками было принято. Россия согласилась отменить существующие пошлины сразу после того, как Беларусь примет и ратифицирует пакет документов по Единому экономическому пространству (следующий за Таможенным союзом этап интеграции). Раньше в Москве придерживались другой позиции: отмена нефтяных пошлин последует только после ратификации документов по ЕЭП тремя странами. Теперь же Беларуси нет необходимости ждать партнеров.


Еще одна новость: режим торговли со странами, которые не входят в Таможенный союз, еще год будет регулироваться национальными законодательствами. Переговоры по полной унификации белорусских, российских и казахстанских норм продолжаются...


И, наконец, информация, которая, уверен, заинтересует многих. Условия ввоза легковых автомобилей до 1 июля 2011 года не изменятся. До этой даты граждане могут «растаможивать» автомобили по действующим ставкам.


Вчера в Астане была принята и новая редакция статута суда ЕврАзЭС. Предполагается, что суд должен стать «гарантом защиты прав и соблюдения обязанностей» всех участников ТС. Как говорится, дай–то Бог.


...На итоговой пресс–конференции Александр Лукашенко поблагодарил казахстанского коллегу за его интеграционные усилия. Александр Григорьевич назвал Нурсултана Абишевича «мотором отношений в ЕврАзЭС». Президент также напомнил позицию Беларуси: «Любой союз, более того, близких братских государств должен быть во благо». И, говоря конкретно о Таможенном союзе, дал сдержанную оценку: «Поживем — увидим».


Минск — Астана — Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter