Эксперт рассказал о том, что важно для военного разведчика

«Пожелание одно — вернуться!»

Депутат, прослуживший более 20 лет в военной разведке, — о прошлом и настоящем самого элитного рода войск

Заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Игорь МАРТЫНОВ более 20 лет посвятил военной разведке. Неизменный эксперт «СГ» окончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза И. С. Конева и командно-штабной факультет Военной академии Республики Беларусь, по званию полковник. Проходил службу на должностях от командира разведывательного взвода до начальника отдела Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных Сил, был военным комиссаром Витебской области. Награжден орденом «За службу Родине» III степени, 15 медалями СССР и Республики Беларусь. В преддверии праздника, который по праву считает профессиональным, Игорь Феликсович поделился воспоминаниями, а также высказался по актуальной повестке. Ведь роль разведки остается одной из ведущих в обеспечении безопасности.

— Игорь Феликсович, на днях увидела сюжет о мальчике, который во время «Славянского базара в Витебске» взял интервью у Президента Беларуси. Затем Илья Кароза, латвийский школьник, из-за гонений на родине переехал в нашу страну и уже принес клятву кадета в числе новобранцев Витебского кадетского училища. В будущем мечтает поступать в Военную академию на факультет разведки. Была ли у вас подобная мечта? Расскажите, пожалуйста, с чего для вас начинался путь в Главное разведывательное управление.

— Детство прошло в военном городке, поэтому всегда хотел стать офицером, а в военном училище меня отобрали в разведывательный взвод. За 20 лет успел поработать на всех командных должностях. Главное в этой сфере — преданность Родине. И конечно, физические качества, моральная устойчивость. Помните фильм

«Семнадцать мгновений весны»? В агентурной разведке действительно важно иметь характер стойкий, нордический, аналитический склад ума, быть выдержанным, не поддаваться ежесекундным эмоциям. Приведу пример. При поступлении на факультет разведки во время беседы внезапно задают вопрос: кто премьер-министр Великобритании? Если ты напрягся, поменялся в лице, то это минус. Надо реагировать спокойно. Так проверяют, чтобы человек не прокололся. Штирлиц не только в кино должен быть шахматистом и просчитывать все на несколько ходов вперед. Помните, как герой Вячеслава Тихонова выкладывает из спичек портреты нацистской верхушки и предполагает, что каждый из них может сделать? Но необязательно быть флегматиком. Скажем, в современной разведке часто используются беспилотные летательные аппараты. Для управления дронами лучше всего подходят люди с быстрой реакцией, мгновенно принимающие решение. В радиоразведке нужно быстро положить на бумагу перевод и передать.

Разведка — элитное подразделение. Без информации не принимается ни одно важное решение любого государства, ее свое­временность часто определяет исход противостояния.

— Есть ли история из вашего опыта службы в юности, которая особенно запомнилась?

— В принципе, все задания были сложными, о многом нельзя рассказать до сих пор. Разведчик постоянно в нервном напряжении — расслабляться нельзя. Вот ситуация, которая произошла на учениях буквально в первые годы службы. Начальник разведки дивизии задает вопросы командиру батальона: «Чем твои разведчики могут меня удивить? Скажем, как они захватят языка?» Я был молодым командиром, лейтенантом. И когда задавший вопрос начальник ехал на полигон, мы устроили засаду и захватили его. Причем тот даже не понял как. Удивили. Позже я получил благодарность.

— Мы привыкли, что действия нашей военной разведки не слишком афишируются. Зато слова «британская разведка сообщила» сейчас многие воспринимают как ложь. То есть западные военные разведки часто вбрасывают в прессу информацию, которая затем не подтверждается…

— Нельзя недооценивать британскую разведку, однако медийное поле на 50 и больше процентов заполнено фейками, которые якобы распространяются западными разведками. Это влияет на авторитет и имидж МИ-6. За разведчика должны говорить не статьи в газетах, а дела. Нашей военной разведке более 100 лет. Вспомним военные годы. Не успел Гитлер подписать план «Барбаросса», а советские разведчики уже знали все его детали, менялась только дата. Вклад представителей этого рода войск в Победу также огромен, более 700 человек удостоено звания Героя Советского Союза. ГРУ СССР — достаточно серьезная школа, никогда ее достижения не афишировались. Разведчики — люди без лица, имени и фамилии.

Приведу еще один исторический пример. Когда начиналась война в Югославии, белорусская радиотехническая разведка зафиксировала взлет бомбардировщиков с аэродрома Мелденхоф, то, что они взяли курс на Белград. За счет перехвата переговоров до нанесения ударов уже было известно, что это случится. Информация позже подтвердилась.

— Думаю, и сегодня таких примеров немало…

— Вы правы. Вспомним хотя бы, как нынешней весной освободили белорусских дальнобойщиков, застрявших на украинской территории. Спасти удалось около 100 человек! У нас есть ребята, которые готовы на самопожертвование, ими нужно гордиться. Есть 5-я отдельная бригада специального назначения. Она принимала участие в войне в Афганистане, выполняя сложные боевые задачи.

Сегодня Вооруженные Силы уделяют особое внимание совершенствованию разведки, закупке современных технических средств, которые используют на полигонах страны. Не случайно Президент поручил министру обороны, главе Госпогранкомитета и другим ведомствам постоянно информировать людей о военно-политической обстановке вокруг Беларуси. Информация об активности вдоль границ поступает от разведчиков. Причем те, кто стягивает силы к нашим рубежам, можно сказать, вздрагивают. Побаиваются, когда озвучиваем факты, о которых знать не должны.

— Александр Лукашенко на обще­войсковом полигоне Обуз-Лесновский в Брестской области недавно ознакомился с отечественными разработками военно-промышленного комплекса. К примеру, Главе государства продемонстрировали беспилотники-разведчики, ударные комплексы и разведывательно-ударный беспилотный вертолет, аналогов которому в мире нет. Получается, благодаря современной технике меняются и технологии в военной разведке?

— Вы правы, в ходе вооруженных конфликтов военные собирают и анализируют информацию. Со временем используются другие формы и методы ведения боевых действий, следовательно, нужно менять и информационную составляющую. Вот и разрабатывают современные средства разведки. Кроме того, постоянно идет взаимодействие различных структур по обмену информацией. Видов ее получения много, в том числе радиоэлектронная, оптическая. Сведения обо всех учениях и центрах размещения командования, аэродромах с военной техникой и полигонах на европейском театре военных действий аккумулируются в нашей стране.

— На днях доктор военных наук профессор Николай Бузин в медиапроекте объяснил, почему в республике уделяется так много внимания разработке беспилотных летательных аппаратов. Он сказал, что последние конфликты, в частности в Нагорном Карабахе, Украине, показали высокую эффективность ударных средств поражения и необходимость их включения в боевые контуры поражения. Беларусь имеет собственные разведывательные комплексы, в принципе, можем оснастить ими себя самостоятельно. В то же время, на мой взгляд, нельзя рассчитывать только на технику…

— Да, важный посыл встреч высшего командования с людьми — общество должно знать о возможной угрозе. Вблизи гос­границы, условно говоря, не всегда дрон и спутник что-то заметит, а местные люди могут увидеть нечто подозрительное. К этому нужно быть готовыми, информировать нужные структуры. Помните, после событий 2020 года был всплеск сообщений о минировании? Граждане с пониманием к этому относились. Нужно и в дальнейшем оставаться бдительными, обращать внимание на бесхозные предметы.

Возможно, кому-то кажется, что ситуацию нагнетают. Однако помните: мы более 75 лет не участвовали в конфликтах, на нашей территории не было военных действий. А потому угрозу не воспринимаем реально, спокойно ходим по городу или деревне. За это спокойствие и нужно сказать спасибо разведчикам. Главная задача — обеспечить территориальную целостность государства, не дать втянуть себя в военный конфликт.

— Есть ли у военных разведчиков какие-то традиции на удачу или пожелания?

— Общих для всех нет, у каждого свое. Если человек что-то сделал и все прошло хорошо, значит, это сработало. Для сложного дня надеваю одни и те же часы. А пожелание одно — вернуться!

— Спасибо большое за беседу, товарищ полковник.

СКАЗАНО!

Испытание на прочность


— Этап развития современного мироустройства, который сейчас переживаем, — самое серьезное за постсоветский период испытание на прочность для наших государств. Ускоренными темпами наращиваются военное присутствие и военная активность стран Североатлантического альянса на западных границах государств ОДКБ. В риторику западных политиков вернулся тезис о возможности использования в Европе тактического ядерного оружия.

Градус русофобии в мире преодолел все мыслимые и немыслимые границы. В качестве инструментов давления на Россию и ее союзников используются политика, экономика, информационная среда, спорт, туризм, культура. Дело дошло до открытых диверсий на стратегически важных инфраструктурных объектах, имеющих международное значение.

Заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий СЕМЕРИКОВ в Москве на 10-й встрече секретарей Советов Безопасности государств — участников СНГ

Меры стратегического сдерживания


— В Беларуси упор сделан на реализацию целого комплекса мер стратегического сдерживания, причем как несилового, так и силового характера. Уже сегодня войска и силы выполняют задачи боевого дежурства в усиленном режиме, постоянно ведется разведка во всех ее видах, организован обмен разведывательной информацией с нашими союзниками, осуществляется усиленная охрана государственных границ, предусмотрены меры по пресечению военных провокаций в приграничном пространстве.

Проводимые нами мероприятия — реакция на действия оппонентов. Мы ни на кого не собираемся нападать. Задача региональной группировки войск Беларуси и России, Союзного государства, сугубо оборонительная, а все мероприятия направлены на адекватное реагирование на происходящее вблизи наших границ. Реализуемая в настоящее время и спланированная мера стратегического сдерживания Вооруженными Силами демонстрирует готовность к защите страны и нанесению агрессорам ущерба.

 Сохранится вероятность использования западными центрами в принятии решений, прежде всего США и НАТО, силовых методов для достижения своих целей. Пропорционально росту давления Запада на Российскую Федерацию с целью разгрома и стирания с политической карты мира уровень военной опасности для Беларуси будет расти. Нельзя исключить и возможность разжигания в Беларуси внутреннего конфликта с дальнейшим внешним вмешательством в его разрешение со стороны Запада с территорий Польши, Литвы, Латвии и Украины.

Министр обороны Виктор ХРЕНИН на встрече с трудовыми коллективами 1 ноября в Могилеве

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter