Почему пилот никого не пустил в кабину и совершил смертельное пике

Поздно стучаться в дверь, когда ее захлопнули

Мой знакомый взволнованно повторял: “Я их всех видел, а теперь их нет”. Мы привыкли к предсказуемости жизни. Она словно задачка из учебника математики: если кто-то вышел из пункта А, он обязательно доберется до пункта Б. Вопрос лишь во времени. А тут сбой, крушение, жертвы. В пункт Б никто не попал. “Наши гейты были рядом в аэропорту Барселоны. Мы вместе сидели за столиками в кафе, прогуливались по коридорам, иногда перебрасывались фразами. Было много детишек. Они летели в Дюссельдорф. Веселились, бегали. Наши самолеты шли друг за другом. Величественный, белый, сверкающий на солнце Airbus A320 у меня до сих пор стоит перед глазами, — он замолчал и пожал в недоумении плечами: — Как такое могло случиться?”



Airbus A320 со всеми пассажирами и командой разбился. А вылетавший следом самолет из Барселоны приземлился благополучно. Пилоты были вознаграждены аплодисментами, когда многотонная махина, мягко коснувшись посадочной полосы, быстро замедлила бег и привычно остановилась.

В аэробусе А320 аплодисментов не было. Там в последние минуты перед аварией был ад. По версии следствия, командир экипажа отлучился на пару минут. В кабине остался напарник. Он наглухо закрыл дверь и бросил лайнер стрелой вниз.

Катастрофа произошла не из-за чьей-то ошибки или поломки в оборудовании, а преднамеренно. И виноват в гибели 150 человек один милый и обходительный гражданин, у которого на личном фронте была сплошная фронда. Но те, кто летел с ним, не были виноваты в его неурядицах, они вообще о них не знали. Они купили билеты и рассчитывали на высокий сервис. Можно полюбоваться из иллюминатора на взбитые перины облаков, от скуки полистать журналы. Это так привычно, комфортно, приятно. Как в магазине берешь товар и вместе с чеком получаешь гарантию качества. Если что, вещицу можно и вернуть. И даже мысль не шелохнется, что у продавца может быть плохое настроение и вместо дежурного: “Спасибо за покупку” — ноги бы унести.

Нереальное — реально. Асимметричная реакция встречается все чаще. Школьник пришел на уроки не с сумкой, полной учебниками, а с отцовской винтовкой. В итоге десятки смертей. Это в США.

Машинист поезда решил снять на видео, как на предельной скорости проходит крутой поворот. Вагоны посыпались с рельсов, будто игрушечные кубики. Это в Испании.

География не имеет значения. В Минске на улице Гая взбесившийся водитель, до этого порезавший свою семью, начал таранить другие машины. Погибли ни в чем не повинные люди.

Психиатры неадекватное поведение витиевато называют синдромами: депрессивными, маниакальными и еще бог весть какими. Механизмы самоуничтожения запускаются просто, как мотор. Сперва впрыскивается чувство безысходности. Потом проскакивает искра гнева и следом — взрыв. Весь вопрос — куда он направлен? Вовне или внутрь? От этого зависит масштаб последствий. Можно представить, как безрассудный “камикадзе” заперся в кабине пилота и с остекленевшими глазами впился в летевшую навстречу землю. В этот миг он, наверное, чувствовал себя центром вселенной. Есть он, его горе и штурвал. А остальные, те, кто остался за дверью, думал ли он о них? Вряд ли. Кто ему из них помог? В криминалистике есть расплывчатое, но много объясняющее понятие “двойное самоубийство” — это когда за компанию на тот свет прихватывают еще кого-то. Опасное состояние изучено досконально. Выработаны меры безопасности. В армии никогда не отправят в караул солдата, которому пришло письмо с сокрушительной новостью, что его возлюбленная выходит замуж. И в частях, где есть дедовщина, новобранцу не дадут автомат. Расплата может быть страшной.

Однако нередко никому нет дела до чьих-то душевных терзаний. Принцип магазина: товар — деньги — чек. И ничего личного. Общение становится мелкой купюрой, которой в кассе как всегда не оказывается. И все бы ничего, если бы мы жили в пещерах, охотились с примитивными копьями и оседлать могли разве что резвого коня и то в сказке. Но сегодня химические заводы — как мегатонные бомбы. Самолеты, корабли, поезда порой превращаются в гигантские могилы. Регулярно мы проглатываем горькие новости о крушениях лайнеров. Создаются комиссии, которые расшифровывают “черные ящики”, собирают по кусочкам узлы и детали, докапываются до глубинных причин катастроф. Техника ненадежна. Это можно понять. Но как принять за аксиому несчастий человеческий фактор? Беды начинаются в голове?

Итак, сейчас есть основная версия произошедшего в альпийских горах. Вся картинка на виду. Но загадка остается. Как психически больного допустили до штурвала? И не в каком-нибудь захудалом авиаотряде, а в дочерней компании Lufthansa. Ее руководство теперь сотрясает воздух: “Где взять столько медиков, чтобы наладить всеобщий контроль?” Очевидна простая вещь: система безопасности полетов имеет жуткие бреши. Как их заделать?

Коллеги пилота-смертника дают сейчас многочисленные интервью. Вспоминают, что он говорил о каких-то проблемах. Но у кого их нет? И тут же бесстрастно роняют: хотел стать командиром экипажа. Залетал высоко в мечтах. Был амбициозен... О нем рассказывают так, как будто он забыл выключить свет в салоне, а не погубил полторы сотни пассажиров. Турбулентности добавляют споры о том, кто из экипажа должен быть в пилотской кабине и нужно ли закрывать на замок двери (мера введена после череды терактов и угонов самолетов)? Пора отменять прежние правила? Одно лечишь — другое обостряется? Небо, как бы это банально ни звучало, не прощает ошибок.  Надо не спеша, взвешенно принимать решения.

И еще наводит на размышления такой факт. Если летчик лечился от депрессии, как это могло быть тайной? Все на поверхности. Человек становится замкнутым, отстраненным. Или этого не хотели замечать? На робкие его попытки поговорить по душам отвечали молчанием? Всполошились, когда дверь оказалась заблокированной. Командир экипажа ее пытался выломать. Но было поздно. Часовой механизм трагедии отсчитывал последние минуты. Одинокий пилот никого к себе уже не подпускал. Ему никто уже был не нужен.

Самолет разлетелся на куски. Но в воздухе повис вопрос: можно ли было избежать катастрофы — этой и десятков других?

Дословно

Игорь Чергинец, заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности “Белавиа”:

— Нормы, которые сейчас вводятся во многих авиакомпаниях, у нас действуют давно. Если один из двух пилотов уходит, в кабине должен обязательно находиться бортпроводник. Мы также очень тщательно подходим к подбору летного персонала, контролируем физическое и психическое состояние пилотов.


Пилоты-самоубийцы

По статистике Федерального управления гражданской авиации США, только с 2003 по 2012 год было восемь самоубийств пилотов во время полета.
  • 1976 год. 33-летний летчик гражданской авиации Владимир Серков поднял в воздух Ан-2 из аэропорта Новосибирск-Северный. Покружив над городом, он направил самолет в пятиэтажный жилой дом, где проживала его жена. Она ушла от него, забрав с собой ребенка. Погибло 5 человек.
  • 1982 год. Самолет японской компании упал в воду возле Токио.
  • 35-летний капитан Сеиджи Катаджири применил систему торможения двигателей. Пилот выжил. Он был признан психически невменяемым. Погибло 24 человека, 150 удалось спасти.
  • 1994 год. Марокко. Самолет ATR-42, выполнявший внутренний рейс, врезался в гору. Перед этим летчик отключил автопилот. Погибло 44 человека.
  • 1997 год. Разбился “Боинг 737”, летевший из Индонезии в Сингапур. Когда второй пилот вышел попить воды, командир Цу перевел самолет в пике. Лайнер рухнул в реку через 30 секунд. Погибло 104 человека. У самоубийцы были серьезные финансовые проблемы. Они возникли после неудачных сделок на бирже.
  • 1999 год. “Боинг 767”, рейс 990 Нью-Йорк — Каир. Оставшись один в кабине и прочитав молитву, заканчивающуюся словами “на все воля Аллаха”, пилот Камиль Аль Батути направил самолет в воды Атлантики. Его собирались уволить из-за сексуальных скандалов. Погибло 217 человек.
  • 2014 год. Бесследно исчез самолет авиакомпании Malaysia Airlines. По одной из версий, причина катастрофы — суицид пилота. После того как в самолете были отключены все средства обнаружения, спутник еще несколько часов ловил сигналы работающих двигателей.

lv@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter