Поза жизни

Как заморозили креативную идею
Как заморозили креативную идею

Еще несколько лет назад, когда ко мне в Могилев приезжали гости, настоящей головной болью была организация их досуга. Ну некуда было вести их — хоть тресни. Сейчас — другое дело!

Буйничское поле, запечатленное в трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые», особо почитается среди могилевчан. Сюда поклониться праху погибших в годы Великой Отечественной приезжали и приезжают свадьбы. Здесь у мемориала защитникам Могилева проходят митинги–реквиемы. А с недавних пор через дорогу от святого места появились два весьма любопытных объекта. Это зоосад и развлекательно–этнографический комплекс «Белорусская деревня».

Побродив среди вольеров с животными, посетители зоосада попадают в... XIX век — в стиле того времени выстроено впечатляющее двухэтажное здание. Если не знать, что внутри гостиница и ресторан, подумаешь, будто очутился рядом с графской усадьбой. Прогулявшись по «Городу мастеров», можно посмотреть, как работают гончар, кузнец, пекарь, ткач, плотник, и приобрести на память что–нибудь из поделок. Недавно приезжавшие ко мне вильнюсские родственники по–своему оценили «Белорусскую деревню»: сравнили ее с этнографическим комплексом в небольшой деревушке... неподалеку от Версаля.

Что ж, весьма лестное сравнение, порадовавшее и директора фирмы «Гранит» Михаила Борохова, ведающего развитием «Белорусской деревни». Но подобные комплименты — не повод забывать о нынешних проблемах развлекательно–этнографического комплекса. Борохов сетует на то, что организованных туристов, приезжающих в Буйничи, можно по пальцам пересчитать. За весь 2006–й различные турфирмы присылали в «Белорусскую деревню» всего лишь по одной группе экскурсантов в месяц.

— Когда строили этнографический комплекс, — сетует Михаил Анатольевич, — рассчитывали прежде всего на туристов из–за рубежа. Но туристические фирмы пока не горят желанием везти к нам своих клиентов, хотя и есть что показать. На фоне разговоров о развитии въездного туризма ситуацию иначе, чем непонятной, не назовешь...

В строительство «Деревни» Михаил Борохов со своими компаньонами из России уже вложил больше миллиона долларов. И готов тратиться еще и еще. Скоро в «Городе мастеров» будет возведен постоялый двор. После дойдет очередь и до точной копии средневекового замка, который вознесет ввысь свои башни неподалеку от «Белорусской деревни». Все эти проекты обойдутся примерно в еще один миллион долларов. Но скупиться Борохов не собирается. Единственная причина, по которой в окрестностях Могилева могут так и не появиться 2 — 3 новых туристических объекта, это, по словам самого бизнесмена, игнорирование «Белорусской деревни» туроператорами. Хотя на самом деле интерес к развлекательно–этнографическому комплексу у людей очень большой — только в День города в Буйничах побывало свыше 10 тысяч человек.

Странное положение, в котором оказался Борохов со своей «Деревней», я попросил прокомментировать заместителя министра спорта и туризма Чеслава Шульгу.

— Владелец развлекательно–этнографического комплекса — молодец, — считает Чеслав Казимирович. — За то, что вложил средства в создание достойного туристического объекта, честь ему и хвала. Но я не могу обязать каждую турфирму включить в число своих маршрутов «Белорусскую деревню». Как мне кажется, надо идти по другому пути. Почему бы не создать при комплексе турагентство — своеобразный «отдел сбыта» услуг? Пусть его сотрудники участвуют в различных ярмарках, сотрудничают с фирмами, занимающимися туристическим бизнесом, организуют рекламные туры в «Белорусскую деревню». Уверен, что тогда экскурсантов в Буйничах станет гораздо больше.

...Я понимаю Михаила Борохова, стремящегося как можно быстрее получить дивиденды, — деньги–то потрачены немалые. Безусловно, прав и Чеслав Шульга, не желающий (да и не имеющий на то права как человек государственный) лоббировать интересы одного частника в ущерб другим. Конфликт? Только на первый взгляд. На самом деле и предприниматель, и госчиновник одинаково заинтересованы в развитии въездного туризма.

На гостевой страничке интернет–сайта нашей газеты в разделе обсуждения темы «Туризм в Беларуси» прочитал такое мнение: «Туриста нужно любить, уважать, беречь и лелеять. Это должно стать национальной политикой. Человек приезжает в страну, чтобы оставить свои деньги. Мы должны создать ему все условия». Просто и понятно — не поспоришь. Зато можно добавить, что лелеять надо и тех, кто создает изумительные туристические объекты, в перспективе весьма привлекательные для зарубежных экскурсантов. Таких, как Борохов, у нас пока единицы. В некоторых же районах, знаю, не дождавшись инвестора, «достопримечательности» порой попросту придумывают — что-либо приукрашивают едва ли не вчера сочиненной легендой. А потом удивляются, почему гости так и не появляются...

Фото Александра КУЛЕВСКОГО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter