Секретный код Цветаевой продолжает жить в ее учениках

Поющая душа рояля

Вы никогда не задумывались, почему рояль называется royal, что на всех европейских языках означает «королевский»?

Объяснение простое: это единственный инструмент в мире, на котором при надлежащем умении можно исполнять любую музыку, причем в одиночку. Даже симфонию можно сыграть, что доказал Ференц Лист, исполнявший на нем все сочинения Бетховена.

Но есть у рояля один недостаток. Звуки извлекаются нажатием на клавиши, и очень трудно связать их воедино, чтобы один звук плавно переходил в другой, как на скрипке. Но если это удается, рояль поет, и музыка обретает душу.

29 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения нашего выдающегося фортепианного педагога Ирины Цветаевой. Она владела этим секретом, как никто, и передавала его своим ученикам. Вот почему белорусские пианисты так высоко ценятся во всем мире.

К счастью, Ирина Александровна научила своих птенцов еще и благодарности, и в весенние дни в филармонии и в академии музыки проходили концерты, посвященные ее памяти. Выступали в них не столько ее музыкальные «дети», сколько «внуки» — ученики учеников. Начиная с 12–летнего Ольгерта Грищенко (класс профессора Юрия Гильдюка), который, конечно же, очень волновался, но рояль под его пальцами пел, как человеческий голос. А значит, мальчишку ждет большое будущее.

Ирина Александровна Цветаева с учениками.

Прекрасно выступили и ученики Ирины Семеняко — 13–летний лауреат международного детского конкурса «Восхождение» Арсений Трасковский и 14–летний победитель международного конкурса Citta di Barletta (Италия) Кирилл Атрощенко. Эти ребята играют вполне взрослые, серьезные программы.

А 16–летний лауреат международных конкурсов Владислав Хандогий (фактически уже мировая знаменитость!) мощно, ярко, по–мужски сыграл с оркестром первую часть Второго фортепианного концерта С.Рахманинова. Всю целиком эту вещь он исполнил еще год назад в филармонии. Но сейчас особый случай — заключительный концерт Пасхального фестиваля в Белорусской академии музыки. На сцене были собраны лучшие силы, но даже на их фоне Хандогий выделялся каким–то особым качеством игры, в котором певучесть и отчетливость звука была помножена на силу эмоций, и при этом везде ощущались абсолютная разумность и самоконтроль.

Неудивительно, что именно Хандогий получил самую престижную из трех премий, которые назначило ООО «Беламаркет Хелена Валери» для награждения лучших учеников и студентов консерватории и гимназии–колледжа. Еще три премии были выделены для награждения педагогов. Между прочим, это первый случай, когда частная компания выступила с подобной инициативой. И, мне кажется, это неспроста. Растет социальная ответственность белорусского бизнеса — и в то же время все ярче сверкают достижения наших лучших музыкантов, все больше деловых людей ищут отдохновения в классике. И хорошо, что музыканты и бизнесмены в конце концов находят друг друга и помогают друг другу ощутить свою полезность и нужность.

Отлично проявили себя и взрослые лауреаты. Четверокурсник Александр Данилов (класс профессора Ю.Н.Гильдюка) впервые в жизни дал сольный концерт и, несмотря на лопнувшую струну, достойно справился с этой задачей. Да еще пару дней спустя безупречно сыграл Большую сонату П.И.Чайковского. Настоящим музыкантом показал себя и Артем Шаплыко. А Илья Петров (класс доцента С.Микулика) буквально ошеломил своим исполнением рахманиновской сонаты.

Но самое большое впечатление за эти дни на меня произвел профессор Игорь Оловников, с невероятным блеском исполнивший на Пасхальном фестивале свою транскрипцию «Цыганских напевов» П.Сарасате. «О–о–о, нашей молодежи есть куда расти!» — подумала я. А значит, дело Цветаевой живет и побеждает.


juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter